Глубокоуважаемые любители музыки! Предлагаем Вам окунуться в волшебный океан испанской музыки, в котором среди множества прелестей Вы сможете ознакомиться с жемчужиной испанского театра – сарсуэлой. Сарсуэла (исп. zarzuela) – испанская разновидность музыкально-сценического представления, близкая оперетте. Музыкальные номера в сарсуэле, хоровые или сольные, чередуются с разговорными диалогами и танцами. Своё название сарсуэла получила от имени придворного загородного замка "Zarzuela", где в нач. 17 в. происходили постановки первых сарсуэл. Исполнение сарсуэл обычно приурочивалось к каким-либо праздничным событиям: свадьбе, рождению, коронации и др., поэтому первоначально эти спектакли назывались "Праздниками Сарсуэлы" ("Fiestas de Zarzuela"); для них избирались мифология, или героические сюжеты, а постановки отличались особой пышностью. Большое влияние на развитие сарсуэлы оказали эклоги X. дель Энсино – музыкально-драматические представления лирического характера, широко известные в кон. 15 - 1-й пол. 16 вв. Образцы первых сарсуэл (наиболее ранний среди них – пьеса Лопе де Вега "Лес без любви" (La selva sin amor), 1629) дошли до нас только как литературные произведения; их музыка, так же как имена композиторов, остались неизвестными. Первая сарсуэла, в которой сохранилась и музыка, – "Одним лишь взором ревность убивает" ("Celos aun del aire matan", 1660) – принадлежит X. Идальго (либр. П. Кальдерона); музыка Идальго свободна от влияний итальянской и французской оперы. В ней ощутима связь с популярными испанскими романсами и балладами; преобладает монодический склад, исключение составляют краткие, большей частью 4-гол. хоры. Мелодия, как правило, подчиняется силлабическому принципу; преобладает гаммообразное движение, лишь иногда усложнённое хроматизмами или украшенное мелизмами. В сарсуэлах Идальго есть речитативы с аккордовым сопровождением. Не вполне ясен вопрос об инструментовке сарсуэл. В партитуре одной из сарсуэл (которая была найдена только в 1933 г. испанским исследователем X. Субирой), кроме вокальных партий, выписан лишь инстр. бас. Известно, однако, что испанский театральный оркестр того времени обычно состоял из арф, скрипок и гитар; Королевская капелла, кроме того, располагала некоторыми духовыми инструментами: фаготами, chirimia (примитивная разновидность кларнета) и трубами. Среди других авторов музыки сарсуэл 17-18 вв. – С. Дурон, А. Литерес, Р. де Ита, а также итальянцы, работавшие в Испании, – Г. Брунетти и Л. Боккерини. В 18 в. сарсуэла, вытесненная итальянской оперой, переживала период упадка; в 19 в. началось возрождение жанра. В 1856 г. в Мадриде был открыт специальный театр (действующий поныне) для постановок сарсуэл, вслед за которым возникло множество других. Однако жанр сарсуэлы в 19 в. претерпел значительные изменения. Из аристократического спектакля, служившего для развлечения королевского двора, она, переняв многие черты расцветшей в 18 в. тонадильи, превратилась в демократический жанр, в котором широко используются испанские народные мелодии и танцы. В 19 в. развитие сарсуэлы протекало в двух направлениях: большая сарсуэла (zarzuela grande) в 2-х и более актах и малая сарсуэла (género chico) одноактная, обладавшая чертами водевиля. Одним из первых композиторов, обратившихся в это время к сарсуэле, был Ф. Барбьери, автор 77 сарсуэл, среди которых наиболее известны "Хлеб и быки" ("Pan y toros", 1864) и "Цирюльник из Лавапьеса" ("El barberillo de Lavapiés", 1874). В сарсуэлах Барбьери оживают романтические фигуры и пейзажи старого Мадрида в духе некоторых полотен Ф. Гойи. Не меньшей популярностью пользовались сарсуэлы Э. Арриеты-и-Корера ("Marina", 1871). Музыка излюбленных сарсуэл, таких как "La Gran Via" (название главной улицы в Мадриде, 1886) Ф. Чуэки, была известна самым широким слоям населения. Большой известности достигли сарсуэлы Т. Бретона "Ярмарка в Паломе" ("La verbena de la Paloma", 1894), "Любовник из Теруэля" ("Los amantes de Teruel", 1889) и "Раскаяние" ("La dolores", 1895), которые исполнялись во многих испаноязычных странах, в частности в Аргентине. С ним соперничает Р. Чапи-и-Лорете, создавший 155 сарсуэл, в т.ч. знаменитую "Бунтарку" ("La Revoltosa", 1897), о которой К. Сен-Санс писал, что сам Ж. Бизе был бы горд поставить подпись под этим произведением. К жанру сарсуэлы обращался также И. Альбенис, создавший в 1894 С. "Св. Антоний Флоридский" ("San Antonio de la Florida"); 220 сарсуэл принадлежит M. Фернандесу Кабальеро. В 20 в. сарсуэла продолжает оставаться жанром, привлекательным как для композиторов, так и для слушателей. Двумя сарсуэлами дебютировал выдающийся испанский композитор М. де Фалья. Свыше 140 сарсуэл принадлежит А. Вивесу; из них наиболее популярны "Цыгане" ("Los bohemios", 1920) и "Донья Франсискита" ("Dona Francisquita", 1923). Среди шедевров жанра, созданных в 20 в., – "Букет роз" ("La del manojo de rosas", 1934) П. Соросабаля и "Ветряные мельницы" ("Molinos de viento") П. Луны. С нач. 17 в. до сер. 20 в. было поставлено ок. 15 000 сарсуэл. К большому сожалению, русскоязычное население долгие годы не имело возможности познакомиться с замечательными музыкально-сценическими произведениями испанских композиторов. Знаменитыми хорами из сарсуэл мы приглашаем Вас открыть для себя чудеса испанской сцены. Выбор хоров для первого знакомства обусловлен тем, что именно в массовых сценах испанская музыка предстает во всем своем изяществе и великолепии. Хочется верить, что национальный колорит Испании придется по душе всем жителям и гостям Венгерского Замка.
Vik63, спасибо большое за столь колоритное путешествие! Сарсуэлы , как всё испанское, очень заразительны! Моё личное знакомство с жанром скудное, а из постановок была просмотрена лишь одна *с ру-треккера* с Карлосом Марином, одним из участников знаменитого квартета "Иль Диво", а Вы принесли целую историю и столько информации!!! Вот спасибо!!!
Большое спасибо хозяевам нового домика! Просто невероятно! Знакомство с жанром у меня ещё меньше, чем у хозяйки замка (=0). Поэтому просто с восторгом хлопаю глазами и ушами от такого изобилия цвета и звука. *Такое впечатление, что до июля я не жила или занималась черт знает чем...* Бесплатный сыр только в мышеловке... и только для второй мышки.
Список хоров БЕЗ ссылок на аудио - это абыдно, да? Одно видео с ютуба только раздразнило. Хотя, конечно, информации более чем - для тех, кто не забанен в Гугле Свою родину любишь как мать, а влюбляешься часто в чью-то чужую (с) М. Риффо
Ну, первый блин, ничего страшного. Просто ссылка под роликом и афишей воспринимается как ссылка на спектакль ИЗ АФИШИ. Можно не дожидаться следующего раза, у Вас, как у ЖИТЕЛЯ, должна быть возможность редактировать своя сообщения (кнопки справа). Лучше всего кинуть ссылку сразу под заголовок, над списком хоров, так будет понятней. Да и удобнее - пока читаешь интересные "подробности", полфайла уже скачается Свою родину любишь как мать, а влюбляешься часто в чью-то чужую (с) М. Риффо
Vik63, спасибо !!! А я сразу ссылку нашла, наверное от жадности венгроманьяка со стажем))) Скачала, о! и сразу порадовали подробные обложки! И еще, кто будет скачивать, не слушайте на ночь, а то так танцевать хочется, сон убегает прочь в тяжелой обиде на слушающего)))) Особенно понравились 3, 5, 7, 8, 9, 13, 15, и конечно же последняя палома №19)) а 16-ая напомнила "богему" почему-то))