Приветствуем наших читателей! В данном разделе можно найти книги из серии "ЖЗЛ" и ей подобных, касающихся выдающихся лиц Венгрии, или тех, кто непосредственно сопричастен истории и культуре этой страны.
Монография. Серия "Классики мировой музыкальной культуры" М., 1969. 800 стр., ил., портр., нот.
Содержание:
Введение ..................................3 Глава I. Ранние годы (1881—1898)................27 Начало пути (1899—1905)....................44 Глава II. В борьбе за национальные идеалы (1906-1912)......80 Глава III. Утверждение стиля.........129 Ранние фортепианные пьесы.........132 Первый квартет..............156 Симфонические опыты (1907—1912)............162 Глава IV. Годы великих потрясений.......172 Глава V. На перепутье (1914—1920)..............216 Фортепианные пьесы............219 Камерные сочинения военных лет.......248 Вокальные циклы............248 Второй квартет ..........................256 Театр Бартока..............264 «Замок Синей бороды».........270 «Деревянный принц»............284 «Чудесный мандарин»..........299 Глава VI. Завоевание европейской славы (1921—1929)...........317 Глава VII. Годы поисков и экспериментов (произведения 20-х годов)...361 Две скрипичные сонаты...........367 Фортепианные пьесы............381 Третий и Четвертый квартеты........398 Танцевальная сюита и две Рапсодии......415 Глава VIII. Перед бурей...........429 Глава IX. К вершинам зрелости (1930—1937......470 «Девять волшебных оленей» («Cantata Profana»)..........478 Второй фортепианный концерт........491 Пятый квартет..............502 «Микрокосмос»..............511 Музыка для струнных, ударных и челесты..........523 Соната для двух фортепиано с ударными...........537 Глава X. В изгнании.............550 Глава XI. Поздний Барток...........587 Второй скрипичный концерт ......... 592 «Контрасты»...............604 Дивертисмент...............611 Шестой квартет ...............620 Концерт для оркестра...........628 Соната для скрипки соло..........646 Концерт для альта.............651 Третий концерт для фортепиано с оркестром............656 Глава XII. Мировоззрение, эстетика, элементы стиля.......667 Приложения Даты жизни и творчества Бартока.....757 Список музыкальных произведений Бартока.........770 Литературные труды Бартока.........778 Литература о Бартоке........... 782 Указатель имен..............788
"Многие считают прежде всего Шенберга и Стравинского ответственными за тот перелом, который произошел в европейской музыке после Дебюсси: иногда добавляют к ним еще и Эрика Сати", писал Артюр Онеггер. "Но я считаю, что именно Барток - наряду с Шенбергом и Стравинским — наиболее полно представляет музыкальную революцию этого периода. Барток не столь непосредствен, не столь блистателен, как Стравинский, не столь догматичен, как Шенберг, но, вероятно, именно он является среди этих трех самым глубоким музыкантом, чья эволюция оказалась наиболее прогрессивной."
Монография Израиля Нестьева, вышедшая в 1969 году в серии "Классики мировой музыкальной культуры", посвящёна жизни и творчеству замечательного венгерского композитора. В книге множество интересных фактов биографии Бартока, подробный разбор всех его сочинений, множество иллюстраций и т.п. СКАЧАТЬ КНИГУ в формте pdf
За предоставленную книгу и информацию огромная благодарность Oleg (legoru), человеку, сделавшему раздачу на "погружении в классику" вся информация является полным перепостом с его раздачи - http://intoclassics.net/news/2011-08-31-24890
В книге рассказывается о жизни и деятельности классика венгерской музыки, создателя национальной оперы Ференца Эркеля (1810—1893). Автор настоящей монографии — известный музыкальный деятель Венгрии, оперный дирижер, музыкальный писатель, исследователь творчества Эркеля, повествует о трудах и днях композитора, используя подлинные документы (переписку,выдержки из прессы и т.п.). Книга адресована широким кругам читателей. (аннотация взята с раздачи) Двумя самыми крупными фигурами музыкальной жизни Венгрии XIX века были Ференц Лист и Ференц Эркель. Искусство Листа вышло далеко за пределы Венгрии. Творчество Эркеля теснейшим образом связано с жизнью своего народа. Годы жизни Эркеля(1810—1893) охватывают почти весь XIX век. Однако для того чтобы правильно понять и оценить значение его творчества, необходимо познакомиться с важнейшими событиями истории Венгрии.
Его искусство занимает в современной музыке особое место благодаря особенностям, связывающим его с наиболее характерными поэтическими проявлениями венгерской души: героической лирике, восточному богатству фантазии, сжатости и дисциплинированности выражения, а больше всего благодаря буйному цветению мелодий. Б. Сабольчи
З. Кодай — выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист — глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Как и Б. Барток, Кодай создал свой композиторский стиль на основе творческого претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности.
Кодай начал заниматься музыкой под руководством матери, участвовал в традиционных семейных музыкальных вечерах. В 1904 г. он окончил Будапештскую музыкальную академию с дипломом композитора. Кодай получил также университетское образование (литература, эстетика, языкознание). С 1905 г. он начал собирать и изучать венгерские народные песни. Знакомство с Бартоком перешло в крепкую многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество в сфере научной фольклористики. Завершив образование, Кодай отправился в Берлин и Париж (1906-07), где изучал западноевропейскую музыкальную культуру. В 1907-19 гг. Кодай — профессор Будапештской музыкальной академии (класс теории, композиции). В эти годы его деятельность развертывается во многих областях: он пишет музыку; продолжает систематическое собирание и исследование венгерского крестьянского фольклора, выступает в печати как музыковед и критик, активно участвует в музыкально-общественной жизни страны. В сочинениях Кодая 1910-х гг. — фортепианных и вокальных циклах, квартетах, камерно-инструментальных ансамблях — органично сочетаются традиции классической музыки, творческое претворение особенностей венгерского крестьянского фольклора и современные новации в области музыкального языка. Его произведения получают противоречивые оценки критики и музыкальной общественности Венгрии. Консервативная часть слушателей и критиков видит в Кодае только ниспровергателя традиций. дерзкого экспериментатора и лишь немногие дальновидные музыканты связывают с его именем будущее новой венгерской композиторской школы.
В период образования Венгерской республики (1919) Кодай был заместителем директора Государственной высшей школы музыкального искусства им. Ф. Листа (так была переименована музыкальная академия); вместе с Бартоком и Э. Донаньи он вошел в состав музыкальной Директории, ставившей своей целью преобразование музыкальной жизни страны. За эту деятельность при хортистском режиме Кодай подвергся гонениям и был на 2 года отстранен от работы в школе (он вновь преподавал композицию в 1921-40 гг.). 20-30-е гг. — период расцвета творчества Кодая, он создает произведения, принесшие ему мировую известность и признание: «Венгерский псалом» для хора, оркестра и солиста (1923); оперу «Секейская прядильня» (1924, 2-я ред. 1932); героико-комическую оперу «Хари Янош» (1926). «Те Deum Будайской крепости» для солистов, хора, органа и оркестра (1936); Концерт для оркестра (1939); «Танцы из Марошсека» (1930) и «Танцы из Таланты» (1939) для оркестра и др. Одновременно Кодай продолжал активную научно-исследовательскую деятельность в области фольклористики. Он разработал свой метод массового музыкального просвещения и воспитания, основой которого стало постижение народной музыки с самых ранних лет, впитывание ее как родного музыкального языка. Метод Кодая получил широкое признание и развитие не только в Венгрии, но и во многих других странах. Его перу принадлежит 200 книг, статей, методических пособий, в том числе монография «Венгерская народная музыка» (1937, переведена на русск. яз.). Кодай был также президентом Международного совета по народной музыке (1963-67).
В течение долгих лет Кодай сохранял творческую активность. Среди его сочинений послевоенного периода получили известность опера «Цинка Панна» (1948), Симфония (1961), кантата «Каллаи Кеттеш» (1950). Кодай выступал также в качестве дирижера с исполнением собственных произведений. Он побывал во многих странах, дважды приезжал в СССР (1947, 1963).
Характеризуя творчество Кодая, его друг и соратник Бела Барток писал: «Эти сочинения — исповедь венгерской души. Внешне это объясняется тем, что творчество Кодая уходит своими корнями исключительно в венгерскую народную музыку. Внутренняя же причина — безграничная вера Кодая в творческую силу своего народа и его будущее».
Иван Мартынов "Золтан Кодай" Советский композитор, 1970г., 271стр., ил.
Золтан Кодай (1882—1967) — венгерский композитор, музыкант и теоретик музыки, друг и единомышленник Бартока, автор популярных и доныне неофольклорных сочинений. Настоящее издание посвящено его жизни и творчеству. С О Д Е Р Ж А Н И Е
Г л а в а 1. Путь восхождения 5 Г л а в а II. Признание 61 Г л а в а III. На вершине славы 107 Г л а в а IV. Завершение пути 170 Г л а в а V. Черты облика 212 Список произведений 3. Кодая 239 Список литературных и научных трудов 3. Кодая . . . 245 Литература о 3. Кодае 247 Указатель имен 249
— переводчик греч. и латинских классиков (1771—1833), род. в Полтавской губ., в семье священника. Учился в Полтавской, потом Александро-невской семинарии. Отличное знание греческого языка сблизило М. с митрополитом Евгением, которого сочинение "О веротерпимости" он перевел на греч. яз. Был учителем греч. яз., потом — латинской грамматики, поэзии и риторики, затем перешел на службу в канцелярию коллегии иностр. дел. В 1796 г. стал издавать журнал "Музы". Встреченный сочувственно, журнал привлек сотрудничество Державина, Сперанского, Львовых, Словцова и др. Сама вел. кн. Александра Павловна отдала журналу переводные статейки: "Долг человечества", "Бодрость и благодеяние крестьянина". В 1797 г. М. был назначен учителем русск. яз. и географии в Смольном институте. Много переводил, по поручению Новосильцева и Строганова. В 1803 г. М. был назначен директором м-ва нар. просв.; содействовал учреждению Педагогич. института, где читал лекции по эстетике, и многих других учебных заведений. В 1804—1805 гг. он издавал "Северный Вестник". В 1806 г. им написан устав цензуры. В 1823—1829 гг. М. издал 26 томов переводов греч. классиков Софокла, Гомера, Геродота, Пиндара и др. Перевод каждого классика снабжен обширными историко-филологическими объяснениями. Стихи переведены прозой, за исключением Анакреона, переданного белыми стихами. Литературное достоинство этих переводов невелико. Ср. "Автобиографические Записки М." ("Заря", 1871, № 6, 73—110); Колбасин, "Литературные деятели прежнего времени"; Греч, "Записки" ("Русский Архив", 1871, № 6); Галахов, "История русской словесности" (1868, II, 261—262); Strauch, "Russland unter Alexander dem I" (1804, IV, 140); "Сочинения и переводы Росс. Академии" (VI, 200—217). Б. Н. В. Д. {Брокгауз} Мартынов, Иван Иванович д. с. с., член главного правл. учил. Российск. Акад. и друг. ученых обществ, род. 1771 г., † в СПб. 20 окт. 1833 г. {Половцов} Мартынов, Иван Иванович род. 15 янв. 1908 в Карачеве Брянской губ. Музыковед. Засл. деят. иск. РСФСР (1974). В 1936 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. конс. Преподаватель Муз. техникума при Моск. конс. (1934—1936), Ташкентской конс. (1936—1937), Муз. училища им. Гнесиных (1937—1939), Моск. конс. (1941—1942), В 1943—1946 нач. отд. союзных филармоний и госколлективов Упр. муз. учреждений Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. В 1947—1952 зав. отд. редакции журн. "Сов. музыка". В 1952—1959 консультант отд. искусств газ. "Известия". В 1960—1968 секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Вице-президент музыкальной секции Союза об-в дружбы, член Международного музыковедческого об-ва. Автор книг и статей по вопросам развития классической и современной музыки, концертных и театр. рецензий, историч. исследований. Лит. соч.: М. И. Глинка. Очерк жизни и творчества. М. — Л., 1941; А. С. Даргомыжский. Краткий очерк. М. — Л., 1944, 2-е изд. 1946, 3-е изд. 1947; Народный хор (о русском хоре М. Пятницкого). М., 1944, 2-е изд. 1946, 3-е изд. 1950, 4-е изд. 1953; Д. Д. Шостакович. Очерк жизни и творчества. М. — Л., 1946; Музыкальная жизнь СССР. Белград, 1946, на сербо-хорватском яз.; А. Хачатурян. Краткий очерк. М. — Л., 1947; М. И. Глинка. Краткий очерк. М. — Л., 1947; Д. Д. Шостакович. Краткий очерк. М. — Л., 1947; Б. Сметана. Очерк жизни и творчества. М. — Л., 1950; Музыка нового мира. М. — Л., 1955; Б. Барток. Очерк жизни и творчества. М. — Л., 1956; С. Прокофьев. Краткий очерк. М., 1958; С. Мокраняц и сербская музыка. М. — Л., 1958; М. Мусоргский. М. — Л., 1960; Д. Шостакович. Очерк жизни и творчества. М., 1962; Б. Сметана (М. — Л., 1963, серия "Классики мировой музыкальной культуры"), История западной музыки. Первая половина XX века. М., 1964; К. Дебюсси. М., 1964; Ю. А. Шапорин. М., 1964; Б. Барток. Жизнь и творчество. М., 1968; Золтан Кодай. М., 1970; Очерки зарубежной музыки второй половины XX века. М., 1970; Н. В. Макарова. М., 1973; Прогрессивные течения западной оперы XX века. М., 1974; С. Прокофьев. Классики мировой музыкальной культуры. М., 1974; Т. Н. Хренников. Сб. статей (очерк, сост., ред.). М., 1974; Музыка Испании. М., 1976.
http://vmek.uz.ua/html/vgi/vkereses/vborito2.phtml?id=5842 книжная полка, преимущественно pdf, читай-не-хочу. По ссылке конкретная книга, а выше- список, чего есть. Свою родину любишь как мать, а влюбляешься часто в чью-то чужую (с) М. Риффо
http://tortenelemklub.com/koenyvajanlo - исторический клуб, довольно большая подборка литературы. Свою родину любишь как мать, а влюбляешься часто в чью-то чужую (с) М. Риффо