Опера в трех актах (семи картинах) *Нередко в постановках 1-й акт не делится на картины, тогда опера состоит из пяти картин* Либретто Б. Эгреши по одноименной трагедии Й. Катоны. Первая постановка: Пешт, 9 марта 1861 года.
Год выпуска: 2003 Жанр: Фильм - оперa Выпущено: Венгрия Режиссер: Каэль Чобо Дирижер: Томаш Эрнст Действующие лица/в ролях:
Эндре II, венгерский король (бас) - Ковач Колос Гертруда, королева (сопрано) - Мартон Ева Отто, сын меранского герцога, младший брат Гертруды (тенор) - Дьюла Денеш Банк-бан, королевский наместник в Венгрии (тенор) - Киш Б. Аттила Мелинда, его жена (сопрано) - Рост Андреа Петур-бан, губернатор комитата (области) Бихар (баритон) - Солом - Нодь Шандор Биберах, странствующий рыцарь (баритон) - Рети Аттила Тиборц, крестьянин (баритон) - Миллер Лайош Венгерские и немецкие рыцари, мятежники, придворные дамы, рыбаки.
Синопсис: Действие происходит в Венгрии в конце 1213 года.
Действие первое
Картина первая. Зал в королевском замке. Венгерский король Эндре II находится в военном походе вдалеке от родины. В его отсутствие королева Гертруда, немка по происхождению, и ее приспешники проводят время в кутежах и веселье. Здесь не слышны стоны и жалобы простых людей страны, изнемогающих от насилия и произвола.
Здесь же и патриоты, «непримиримые», но они держатся в стороне от общества королевы и с болью в сердце смотрят на тех, кто разоряет страну, повергая всю нацию в нишету и отчаяние. Во главе непримиримых стоит бан Петур — правитель провинции Бихар. Собравшись вместе, мятежные вельможи, стремясь усыпить бдительность своих врагов, просят Петура спеть. На эту просьбу бан отвечает волнующей «горькой застольной песней» (на стихи великого венгерского поэта Верешмарти).
Наместник короля, бан Банк, объезжает страну, чтобы выслушать жалобы народа и отыскать способ избавить страну от бедствий. Его жена, Мелинда, по приказу королевы, должна была остаться при дворе.
Младший брат королевы, Отто, преследует Мелинду своей любовью, но она гордо отвергает все домогательства герцога.
Толпа гостей в соседнем зале садится к столу, Петур остается один.
Появляется Банк, он тайно вернулся во дворец. По просьбе Петура, он прервал свою поездку. Петур рассказывает Банку, что готовит заговор против королевы. Он пытается уговорить Банка стать во главе заговорщиков, но Банк с возмущением отвергает это предложение, более того, он даже угрожает Петуру как предателю. Но Петур тверд в своем решении, он открыто говорит Банку, что пароль заговорщиков — «Мелинда»!
Банк потрясен этими словами.
Петур лишь намекает относительно Мелинды, Биберах же, этот подлый, двуличный интриган, обиженный надменным герцогом Отто, говорит прямо, что герцог добивается любви Мелинды, и если бан пожелает, он, Биберах, отведет его к той лестнице, где влюбленный герцог поджидает супругу Банка.
Слова эти сразили Банка. Он обещает Петуру, что ночью придет на встречу заговорщиков.
Вошедшая толпа придворных уже не находит Банка в зале.
Вихрем кружатся танцующие пары, среди них и Отто, который и здесь преследует Мелинду своими домоганиями. Королева Гертруда подбадривает брата.
Картина вторая. На одной из лестниц дворца Отто подстерегает Мелинду. Но та снова с презрением отвергает его бурные любовные признания. Она любит лишь своего мужа, бана Банка. Двуличный Биберах сообщает о встрече Мелинды и Отто Банку, который появляется в тот самый момент, когда Мелинда с возмущением покидает Отто. Однако наместник видел их вдвоем на лестнице, и этого достаточно для того, чтобы в душе Банка рухнул целый мир.
Возвратившийся Отто жалуется Бибераху, что Мелинда отвергла его любовь. Биберах, который, не останавливаясь ни перед чем в своей подлости, «служит» то Банку, то герцогу Отто, предлагает герцогу два порошка.
Один порошок усыпит королеву, а другой зажжет страсть в сердце Мелинды и сломит ее добродетель.
С сатанинским злорадством смотрит Биберах вслед убегающему герцогу. Наконец-то он сможет привести к гибели всех тех, кому он завидует, кого ненавидит, тех, кто презирает его как ничтожного проходимца.
Картина третья. Королева Гертруда отпускает гостей с празднества. Мелинда благодарит ее за гостеприимство, но с такой горькой насмешкой в голосе, что надменная королева чувствует себя кровно оскорбленной.
Действие второе
Картина первая. Стена Вишеградской крепости. Бан Банк горюет о гибели родины, о своей тяжелой судьбе. Появляется старик-крестьянин. Он изливает свои жалобы наместнику; жена его больна, дети голодают, сам он оборван и беден.Голод чуть было не заставил его воровать, и только честь и порядочность помогли ему избежать греха.
Банк узнает в старике-крестьянине Тиборца, который некогда спас его от клинка подлого убийцы.
Приходит Биберах и приносит Банку весть, что низкий план герцога Отто увенчался успехом. Вбегает обезумевшая, обесчещенная Мелинда с ребенком на руках. Банк, в припадке жгучей душевной боли, проклинает собственного сына. Мелинда же, с сердцем, полным самообвинения и горечи, умоляет супруга убить ее, но не трогать ребенка. Гнев Банка смягчается. Он поручает несчастную жену и сына Тиборцу, который должен проводить их в замок Банка.
Картина вторая. Банк приходит к Гертруде, к «королеве- своднице». Он требует ответа за разорение страны, за невыразимые страдания народа и за честь Мелинды. Королева надменно отвергает слова Банка и требует от него безусловного повиновения.
Их ссора становится все более жаркой. Гертруда поднимает кинжал, но Банк выхватывает у нее оружие и убивает королеву.
Действие третье
Картина первая. Тиборц с обезумевшей Мелиндой и ее маленьким сыном подходят к берегу Тисы. Надвигается страшная гроза. Преданный старик сзывает к лодке рыбаков, а потом торопит свою госпожу, чтобы успеть перебраться на противоположный берег до бури. Однако Мелинда не слышит слов Тиборца, мысли ее далеко... душа несчастной женщины витает где-то между действительностью и безумием. В беспамятстве хватает она ребенка и вместе с ним бросается в бурные воды Тисы.
Картина вторая. Король Эндре II вернулся из похода и у гроба Гертруды требует к ответу заговорщиков, предполагая в них убийц королевы, однако те протестуют против обвинения.
В этот момент входит Банк. Он бросает знаки банской власти на гроб королевы и признается в убийстве.
Король хочет предать убийцу суду, но рассудить потомков Арпада и Бора может только страна. Тогда Эндре II выхватывает меч: пусть оружие рассудит короля и убийцу-бана.
Банк тоже готов выхватить меч, но в этот момент появляется на сцене печальная процессия: входит Тиборц, а за ним вносят трупы Мелинды и ее сына.
Банк падает замертво у тела своей жены.
Для того, чтобы понять новую венгерскую оперу, нужно знать почву и корни, вскормившие ее.
Начальное развитие венгерской оперы приходится на эпоху национальной романтики, когда жил и творил Ференц Эркель. Творческий путь Эркеля был прям, как стрела. Отправным пунктом его была интонация «вербункоша» начала века. Тематика (как и у других народов Европы) славное национальное прошлое. Герои — в основном герои национально-освободительной борьбы.
Но наряду с этим основным путем, по которому шло творчество Эркеля, все больше намечаются боковые тропинки. Одного композитора влечет французское направление в музыке, другой хотел бы приблизиться к итальянским идеалам, третьего влекут восточные мотивы, а четвертого заворожила музыка Вагнера. Среди тех, кто шел «боковыми тропинками», несомненно, самым выдающимся был Карой Гольдмарк.Голод чуть было не заставил его воровать, и только честь и порядочность помогли ему избежать греха.
Банк узнает в старике-крестьянине Тиборца, который некогда спас его от клинка подлого убийцы.
Приходит Биберах и приносит Банку весть, что низкий план герцога Отто увенчался успехом. Вбегает обезумевшая, обесчещен- —ная Мелинда с ребенком на руках. Банк, в припадке жгучей душевной боли, проклинает собственного сына. Мелинда же, с сердцем, полным самообвинения и горечи, умоляет супруга убить ее, но не трогать ребенка. Гнев Банка смягчается. Он поручает несчастную жену и сына Тиборцу, который должен проводить их в замок Банка.
Картина вторая. Банк приходит к Гертруде, к «королеве- своднице». Он требует ответа за разорение страны, за невыразимые страдания народа и за честь Мелинды. Королева надменно отвергает слова Банка и требует от него безусловного повиновения.
Их ссора становится все более жаркой. Гертруда поднимает кинжал, но Банк выхватывает у нее оружие и убивает королеву. Действие третье
Картина первая. Тиборц с обезумевшей Мелиндой и ее маленьким сыном подходят к берегу Тисы. Надвигается страшная гроза. Преданный старик сзывает к лодке рыбаков, а потом торопит свою госпожу, чтобы успеть перебраться на противоположный берег до бури. Однако Мелинда не слышит слов Тиборца, мысли ее далеко... душа несчастной женщины витает где-то между действительностью и безумием. В беспамятстве хватает она ребенка и вместе с ним бросается в бурные воды Тисы.
Картина вторая. Король Эндре II вернулся из похода и у гроба Гертруды требует к ответу заговорщиков, предполагая в них убийц королевы, однако те протестуют против обвинения.
В этот момент входит Банк. Он бросает знаки банской власти на гроб королевы и признается в убийстве.
Король хочет предать убийцу суду, но рассудить потомков Арпада и Бора может только страна. Тогда Эндре II выхватывает меч: пусть оружие рассудит короля и убийцу-бана.
Банк тоже готов выхватить меч, но в этот момент появляется на сцене печальная процессия: входит Тиборц, а за ним вносят трупы Мелинды и ее сына.
Банк падает замертво у тела своей жены.Для того, чтобы понять новую венгерскую оперу, нужно знать почву и корни, вскормившие ее.
Начальное развитие венгерской оперы приходится на эпоху национальной романтики, когда жил и творил Ференц Эркель. Творческий путь Эркеля был прям, как стрела. Отправным пунктом его была интонация «вербункоша» начала века. Тематика (как и у других народов Европы) славное национальное прошлое. Герои — в основном герои национально-освободительной борьбы.
Но наряду с этим основным путем, по которому шло творчество Эркеля, все больше намечаются боковые тропинки. Одного композитора влечет французское направление в музыке, другой хотел бы приблизиться к итальянским идеалам, третьего влекут восточные мотивы, а четвертого заворожила музыка Вагнера. Среди тех, кто шел «боковыми тропинками», несомненно, самым выдающимся был Карой Гольдмарк..
Для любителей т.н.ковриков (Covers) или по-русски, обложки в хорошем разрешении
Нажмите на фото-превью и перейдете на изображение в полноценном формате. Осторожно! Натуральный размер картинок от 1000 до 3000 пикселей!
Ференц Эркель (венг. Erkel Ferenc) венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, основоположник венгерской национальной оперы, автор государственного гимна. Подробную биографию этого выдающегося человека вы можете прочесть в книге А.Немета "Ференц Эркель" ( посмотреть анннотацию и скачать в Замковой библиотеке - ссылка )
Учился у Г. Клейна в Братиславе. Преподавал (1828—1835), а также служил капельмейстером (1890) в Клуже. В 1835 году переехал в Будапешт. С 1838 по 1890 являлся главным дирижёром и руководителем Венгерского национального театра, возглавлял оркестр Будапештского филармонического общества со времени его основания в 1853 году до 1871 года, с 1868 — руководитель Всевенгерского объединения хоровых обществ. В 1875—1889 гг. был первым директором и профессором фортепиано в Венгерской музыкальной академии. Инициировал в 1872 г. вместе с Ференцем Листом строительство нового здания Венгерской государственной оперы, возведённого к 1884 году. Ференц Эркель является основоположником венгерской национальной оперы (в частности создал первую венгерскую оперу), в большей части которых он отражал страницы трагической истории Венгрии, связанные с освобождением страны от захватчиков. Наиболее значительные — героико-лирические оперы «Hunyadi László» («Ласло Хуньяди») и «Bánk bán» («Банк бан»). Для Ференца Эркеля характерно сочетание западноевропейских оперных традиций того времени и национальных (в частности использовал вербункош, многие венгерские народные мелодии).
Автор «Торжественной увертюры» (1887), многочисленных фортепианных пьес, хоровых песен, в том числе гимна Венгрии «Himnusz» (1844), а также музыки к так называемым народным театральным пьесам.
Кроме всего прочего, Ференц Эркель считался одним из сильнейших венгерских шахматистов середины XIX в. Стал серьёзно заниматься шахматами с конца 30-х годов. Принимал участие в матче по переписке Пешт — Париж в 1842—1845 гг. (ходы обсуждались коллективно, венгры выиграли 2:0). В 1859 основал в Пеште первый шахматный клуб, которым руководил до конца жизни.
Сыновья Эркеля — Дьюла Эркель (4 VII 1842, Пешт — 22 III 1909, Будапешт) — композитор, скрипач и дирижёр. Играл в оркестре Национального театра (1856-60), был его дирижёром (1863-89), профессором Музыкальной академии (1880), основателем музыкальной школы в Уйпеште (1891). Элек Эркель (2 XI 1843, Пешт — 10 VI 1893, Будапешт) — автор нескольких оперетт, в т. ч. «Студент из Кашши» («Der Student von Kassau»). Ласло Эркель (9 IV 1844, Пешт — 3 XII 1896, Братислава) — хоровой дирижёр и фортепианный педагог. С 1870 работал в Братиславе. Шандор Эркель (2 I 1846, Пешт — 14 X 1900, Бекешчаба) — хоровой дирижёр, композитор и скрипач. Играл в оркестре Национального театра (1861-74), с 1874 хоровой дирижёр, с 1875 главный дирижёр Национального театра, директор филармонии. Автор зингшпиля (1865), «Венгерской увертюры» и мужских хоров.
для оркестра — Торжественная увертюра (1887; к 50-летию будапештского Национального театра), Блестящий дуэт в форме фантазии для скрмпки с фортепиано (1837); пьесы для фортепиано, в т. ч. Ракоци-марш; хоровые сочинения, в т. ч. кантата, а также гимн (на сл. Ф. Кёльчеи, 1844; стал гимном ВНР); песни; музыка к спектаклям драматического театра.
Оперы Ференца Эркеля(все поставлены в Будапеште) «Bátori Mária» («Мария Батори», 1840, два акта) «Hunyadi László» («Ласло Хуньяди», 1844, четыре акта; исполнялась на открытии нового здания Венгерской государственной оперы в 1884 году) «Erzsébet» (1857, три акта, Ф.Эркель является автором только второго акта) «Bánk bán» («Банк бан», 1861, три акта; исполнялась на открытии нового здания Венгерской государственной оперы в 1884 году , 1954, Новосибирский театр оперы и балета; 1959, Большой театр СССР, Москва) «Sarolta» (1862, три акта) «Dózsa György» («Дьёрдь Дожа», 1867, пять актов) «Brankovics György» (1874, четыре акта) «Névtelen hősök» («Безымянные герои», 1880, четыре акта) «István király» («Король Стефан», 1885, четыре акта) «Kemény Simon» (неокончена, сохранились лишь отрывки, планировалось три акта)
Опера Эркеля "Банк бан", написанная в 1852 году, попала на сцену после долгих мытарств и имела триумфальный успех. Патетика, благородство, героический характер музыки отвечали патриотическому чувству венгерского народа, лишенного свободы и независимости (Венгрия была насильственно включена в состав Австро-Венгерской монархии). Отзвуки потопленной в крови революции 1848-1849 гг. были живы в памяти венгров, чувствуются они и в музыке. Лежащая в основе оперы пьеса И. Катоны стала классическим выражением мужества венгров, их протеста против порабощения. Хотя действие происходит в начале XIII в. и события далеки от современности, музыка Эркеля дышит пламенной любовью к родине, героическим воодушевлением и страстной энергией.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Либретто Б. Эгреши (1813—1851) — актера, композитора и писателя, одного из борцов за национальную культуру — написано по драме «Банк-бан» (1815) выдающегося венгерского драматурга Й. Катоны. В основу драмы положен исторический факт: заговор венгерских дворян против королевы-немки, правившей Венгрией во время военного похода в Галицию короля Эндре II (1205—1236), и убийство ее одним из заговорщиков. Катона выдвинул на первый план всенародное возмущение властью чужеземцев, переходящее в открытое восстание и кровавое столкновение с королевскими войсками. Он создал первый в венгерской драматургии образ крепостного крестьянина Тиборца, чей монолог о нищете народа придал всей пьесе острое социальное звучание. Автор не дождался постановки своей драмы на сцене (1833), оставшейся незамеченной. Через год в Коложваре ее смогли увидеть Эркель и Эгреши. А через пять лет эта драма была поставлена в Национальном театре в Пеште (где Эркель работал дирижером) и испугала своей идейной направленностью даже либералов. Успех пришел к «Банк-бану» перед революцией 1848 года — и именно в это время у Эркеля родился замысел оперы. В те годы завершить работу над оперой композитору не удалось. А после разгрома революции драма Катоны была запрещена; Эркелю пришлось дожидаться постановки своей оперы в течение девяти лет. Лишь 9 марта 1861 года в Пеште состоялась премьера, вызвавшая патриотические демонстрации.
Та сложная обстановка, в которой создавалась опера, сказалась на трактовке сюжета. Эркелю пришлось приглушить социальную остроту драмы Катоны: он вынужден был отказаться от показа социально наиболее острых, бунтарских эпизодов. В центре оперы оказалась душевная драма главных героев; характерно, что он ввел новую картину — гибель Мелинды, — и она стала одной из лучших в опере. С другой стороны, композитор отказался от просветленной развязки драмы: вместо прощения королем Банка, испытывающего угрызения совести при виде скорби благородного властелина, Эркель вложил в уста своего героя гордый вызов королю; Банк умирает, сломленный горем, но не покорившийся.
«Банк-бан» — романтическая драма, где трагические судьбы героев переплетены с историческими событиями. Острый, динамичный сюжет, большие страсти, сильные характеры сближают ее с операми Верди. Выразительные, ярко национальные мелодии оперы тесно связаны с венгерским городским фольклором; усилению национального колорита способствует и введение в оркестр народного инструмента — цимбал.
Оркестровое вступление рисует образ нежной и печальной Мелинды.
Первый акт наполнен контрастами. Беззаботная музыка бала сменяется мрачным раздумьем Петура и недовольных венгров. В центре этой сцены — проникнутая горечью и отчаянием застольная Петура (на слова крупнейшего поэта XIX века М. Верешмарти) «Коль сердце отдаешь ты женщине, мой друг». За ней следует грациозный, танцевального характера хор придворных, прославляющих королеву. Новый контраст — дуэт Банка и Петура; гневному ариозо Банка «Как смеешь ты восстаньем нам грозить» отвечают насмешливые реплики Петура; дуэт заканчивается героической мелодией — голоса сливаются в едином порыве мщения. Большой танцевальной сцене противостоит скорбный ансамбль с хором, где главенствует мелодия Мелинды «О Банк, зачем ушли с тобой мы из гнезда». Далее возникают лирические сцены. Пылкие речи Отто сменяются просветленными воспоминаниями Мелинды и ее гордой и гневной отповедью «Колен не преклонял Банк-бан». Ария Банка начинается суровым, мрачным речитативом, который подводит к певучей мелодии «Мелинда! Всегда была ты для меня», согретой глубоким, искренним чувством; затем следует бурная вторая часть арии. Возвращение к начальным настроениям акта (хор придворных) прерывается Мелиндой. Ее обращение к королеве «Ах, как мне было весело тут» полно горечи и скрытого гнева. Из него вырастает большой ансамбль с хором, в котором объединяются все присутствующие, охваченные предчувствием беды.
В первой картине второго акта содержится центральная характеристика Банка — героическая ария о родине; эта ария широко популярна в Венгрии. В начале в большой диалогической сцене Банка и Тиборца преобладают настроения скорби; драматический рассказ Тиборца о бедствиях народа сменяется затем дуэтом волевого героического склада. Лирическая ария Мелинды «О мой муж, убей меня ты» богата широкими певучими мелодиями, впечатляющими красотой и глубиной чувства.
Диалогическая сцена Банка и королевы составляет вторую картину. Центральный раздел дуэта «Как вор прокрался ночью ты ко мне. Честно ли так?» отражает столкновение двух сильных, волевых натур. Лирический скорбный рассказ Банка «Видел села я Венгрии прекрасной» подводит к стремительному, гневному заключению.
Первая картина третьего акта посвящена трагической судьбе Мелинды. Вступление рисует картину медленно струящейся Тиссы, звучат флейты двух пастухов. Эту картину дополняет повторение краткого хора рыбаков, предупреждающих об опасности. Большая ария Мелинды включена в развитие драматической сцены. В оркестре переданы порывы надвигающейся бури, им противостоят грустно-спокойные песни безумной Мелинды: «Жили две птички» и колыбельная «Спи, сыночек мой».
Краткая последняя картина открывается арией короля с хором «Страшное дело гнев слепой творит»; ее начальная тема в духе траурного марша сменяется более светлой и теплой мелодией. Заключительная сцена строится на отдельных отрывистых фразах Банка, вначале горделивых и смелых, затем (после скорбного наигрыша двух флейт, звучавших в сцене на берегу Тиссы) — полных отчаяния и, наконец, лирически-просветленных. Траурный напев хора завершает оперу.
Йожеф Катона (1791—1830), сын кечкеметского мастера-ткача, был по образованию юристом. В часы досуга он занимается сначала изучением венгерской истории, а потом увлекается театром. Одним из наиболее значительных событий в его жизни была встреча с выдающейся венгерской актрисой того времени жой Дери. Молодой драматург, за плечами у которого уже было несколько поэтических опытов (переводы драм и собственные пьесы — «Жижка», 1813 год, «Гибель Иерусалима», «Роза или неопытная муха среди пауков», 1814), все охотнее проводит свое время среди артистов и начинает серьезно подумывать о том, чтобы променять юриспруденцию на театр.
Журнал «Трансильванский музей» объявил в 1814 году конкурс на написание национальной исторической драмы, что побудило Йожефа Катону создать драму «Бан Банк», рукопись которой была отослана жюри в июле 1815 года. И сейчас еще остается тайной, получило ли жюри вообще эту рукопись. Возможно, что драма Катоны затерялась где-нибудь на почте, поскольку жюри конкурса в своем заключительном докладе ни словом не упомянуло о ней. Из-за ярко выраженного патриотического, революционного содержания цензура не допустила пьесу к постановке.
Действие драмы разыгрывается в XIII веке, во времена правления короля Эндре II, но общественный фон произведения сильно напоминает ту эпоху, в которой провели свою молодость Йожеф Катона и Ференц Эркель. Вместе с королевой Гертрудой, выведенной в драме Катоны, в страну хлынули толпы чужеземцев — родственников королевы, которые мечом утверждают господство тиранической воли королевы-иностранки. Немцы, соотечественники королевы Гертруды, буквально заполоняют Венгрию, захватывают власть и все богатства страны. Против немцев восстает Петур, против злодеяний иноземцев поднимает свой голос Тиборц, разоренный крепостной крестьянин, на долю которого вместо прав приходится кнут, вместо хлеба — голод, вместо вина — лишь слезы. Драма Йожефа Катоны навеяна любовью к родине и ненавистью к тиранам. Поэт говорит о прошлом, но в каждой строке его творения чувствуется, что слова его поражают современных ему магнатов-сторонников Габсбургов, заправил императоской камарильи.
Осенью 1820 года «Бан Банк», наконец, была издана. Однако успех не пришел к Катоне и тогда. Через 4 года после смерти поэта замечательный актер-трагик Габор Эгрешши разыскал драму и поставил ее в Коложваре. А еще пять лет спустя столичная публика восторженно чествует создателя драмы, покоящегося уже на Кечкеметском кладбище. Пьеса стала неотъемлемой частью репертуара Национального театра, и хотя цензура после национально-освободительной борьбы 1848—49 годов вновь накладывает строжайший запрет на нее, все более широкие массы начинают понимать: Йожеф Катона является крупнейшим деятелем венгерской драматургии, который, как сказал один из историков литературы, в трагической истории бана Банка отразил трагическую историю венгерской нации.
Обычно мы показываем ролики для ознакомительного просмотра, но тут я позволю себе позаимствовать ютьюбовские выкладки, ценные английскими субтитрами. От себя только хочу добавить, постановка ОЧЕНЬ красивая, голоса приятные, смотреть просто одно удовольствие!