Приветствуем Вас, Гость ! Вы вошли как Гость  ERKEL Ferenc "Bánk bán" - Форум/Forum-МОЙ ПРОФИЛЬ-ЛС/ПОЧТА()-Участники-РЕГИСТРАЦИЯ-Выход-ВХОД
                                                                                                                                                                           Новые сообщения · Главная
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
ERKEL Ferenc "Bánk bán"
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 13:59 | Сообщение # 1
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка


СКАЧАТЬ: ссылки рабочие, доступны без регистрации
*под спойлером предоставлены ссылки на скачивание всех материалов данной темы*


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 14:01 | Сообщение # 2
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Опера Ференца Эркеля «Банк-бан» (Bánk bán) Бан — титул: правитель, наместник, воевода.

Опера в трех актах (семи картинах)
*Нередко в постановках 1-й акт не делится на картины, тогда опера состоит из пяти картин*
Либретто Б. Эгреши по одноименной трагедии Й. Катоны. Первая постановка: Пешт, 9 марта 1861 года.

Год выпуска: 2003
Жанр: Фильм - оперa
Выпущено: Венгрия
Режиссер: Каэль Чобо
Дирижер: Томаш Эрнст
Действующие лица/в ролях:

Синопсис:
Действие происходит в Венгрии в конце 1213 года.


Для любителей т.н.ковриков (Covers) или по-русски, обложки в хорошем разрешении


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 14:05 | Сообщение # 3
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Ференц Эркель (венг. Erkel Ferenc) венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, основоположник венгерской национальной оперы, автор государственного гимна. Подробную биографию этого выдающегося человека вы можете прочесть в книге А.Немета "Ференц Эркель" ( посмотреть анннотацию и скачать в Замковой библиотеке - ссылка )



 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 14:08 | Сообщение # 4
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Учился у Г. Клейна в Братиславе. Преподавал (1828—1835), а также служил капельмейстером (1890) в Клуже. В 1835 году переехал в Будапешт. С 1838 по 1890 являлся главным дирижёром и руководителем Венгерского национального театра, возглавлял оркестр Будапештского филармонического общества со времени его основания в 1853 году до 1871 года, с 1868 — руководитель Всевенгерского объединения хоровых обществ. В 1875—1889 гг. был первым директором и профессором фортепиано в Венгерской музыкальной академии. Инициировал в 1872 г. вместе с Ференцем Листом строительство нового здания Венгерской государственной оперы, возведённого к 1884 году.
Ференц Эркель является основоположником венгерской национальной оперы (в частности создал первую венгерскую оперу), в большей части которых он отражал страницы трагической истории Венгрии, связанные с освобождением страны от захватчиков. Наиболее значительные — героико-лирические оперы «Hunyadi László» («Ласло Хуньяди») и «Bánk bán» («Банк бан»). Для Ференца Эркеля характерно сочетание западноевропейских оперных традиций того времени и национальных (в частности использовал вербункош, многие венгерские народные мелодии).

Автор «Торжественной увертюры» (1887), многочисленных фортепианных пьес, хоровых песен, в том числе гимна Венгрии «Himnusz» (1844), а также музыки к так называемым народным театральным пьесам.

Кроме всего прочего, Ференц Эркель считался одним из сильнейших венгерских шахматистов середины XIX в. Стал серьёзно заниматься шахматами с конца 30-х годов. Принимал участие в матче по переписке Пешт — Париж в 1842—1845 гг. (ходы обсуждались коллективно, венгры выиграли 2:0). В 1859 основал в Пеште первый шахматный клуб, которым руководил до конца жизни.

Сыновья Эркеля — Дьюла Эркель (4 VII 1842, Пешт — 22 III 1909, Будапешт) — композитор, скрипач и дирижёр. Играл в оркестре Национального театра (1856-60), был его дирижёром (1863-89), профессором Музыкальной академии (1880), основателем музыкальной школы в Уйпеште (1891). Элек Эркель (2 XI 1843, Пешт — 10 VI 1893, Будапешт) — автор нескольких оперетт, в т. ч. «Студент из Кашши» («Der Student von Kassau»). Ласло Эркель (9 IV 1844, Пешт — 3 XII 1896, Братислава) — хоровой дирижёр и фортепианный педагог. С 1870 работал в Братиславе. Шандор Эркель (2 I 1846, Пешт — 14 X 1900, Бекешчаба) — хоровой дирижёр, композитор и скрипач. Играл в оркестре Национального театра (1861-74), с 1874 хоровой дирижёр, с 1875 главный дирижёр Национального театра, директор филармонии. Автор зингшпиля (1865), «Венгерской увертюры» и мужских хоров.


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 14:08 | Сообщение # 5
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Сочинения:

для оркестра — Торжественная увертюра (1887; к 50-летию будапештского Национального театра),
Блестящий дуэт в форме фантазии для скрмпки с фортепиано (1837);
пьесы для фортепиано, в т. ч. Ракоци-марш;
хоровые сочинения, в т. ч. кантата, а также гимн (на сл. Ф. Кёльчеи, 1844; стал гимном ВНР);
песни; музыка к спектаклям драматического театра.

Оперы Ференца Эркеля(все поставлены в Будапеште)
«Bátori Mária» («Мария Батори», 1840, два акта)
«Hunyadi László» («Ласло Хуньяди», 1844, четыре акта; исполнялась на открытии нового здания Венгерской государственной оперы в 1884 году)
«Erzsébet» (1857, три акта, Ф.Эркель является автором только второго акта)
«Bánk bán» («Банк бан», 1861, три акта; исполнялась на открытии нового здания Венгерской государственной оперы в 1884 году , 1954, Новосибирский театр оперы и балета; 1959, Большой театр СССР, Москва)
«Sarolta» (1862, три акта)
«Dózsa György» («Дьёрдь Дожа», 1867, пять актов)
«Brankovics György» (1874, четыре акта)
«Névtelen hősök» («Безымянные герои», 1880, четыре акта)
«István király» («Король Стефан», 1885, четыре акта)
«Kemény Simon» (неокончена, сохранились лишь отрывки, планировалось три акта)


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 15:44 | Сообщение # 6
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Опера Эркеля "Банк бан", написанная в 1852 году, попала на сцену после долгих мытарств и имела триумфальный успех. Патетика, благородство, героический характер музыки отвечали патриотическому чувству венгерского народа, лишенного свободы и независимости (Венгрия была насильственно включена в состав Австро-Венгерской монархии). Отзвуки потопленной в крови революции 1848-1849 гг. были живы в памяти венгров, чувствуются они и в музыке. Лежащая в основе оперы пьеса И. Катоны стала классическим выражением мужества венгров, их протеста против порабощения. Хотя действие происходит в начале XIII в. и события далеки от современности, музыка Эркеля дышит пламенной любовью к родине, героическим воодушевлением и страстной энергией.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Либретто Б. Эгреши (1813—1851) — актера, композитора и писателя, одного из борцов за национальную культуру — написано по драме «Банк-бан» (1815) выдающегося венгерского драматурга Й. Катоны. В основу драмы положен исторический факт: заговор венгерских дворян против королевы-немки, правившей Венгрией во время военного похода в Галицию короля Эндре II (1205—1236), и убийство ее одним из заговорщиков. Катона выдвинул на первый план всенародное возмущение властью чужеземцев, переходящее в открытое восстание и кровавое столкновение с королевскими войсками. Он создал первый в венгерской драматургии образ крепостного крестьянина Тиборца, чей монолог о нищете народа придал всей пьесе острое социальное звучание. Автор не дождался постановки своей драмы на сцене (1833), оставшейся незамеченной. Через год в Коложваре ее смогли увидеть Эркель и Эгреши. А через пять лет эта драма была поставлена в Национальном театре в Пеште (где Эркель работал дирижером) и испугала своей идейной направленностью даже либералов. Успех пришел к «Банк-бану» перед революцией 1848 года — и именно в это время у Эркеля родился замысел оперы. В те годы завершить работу над оперой композитору не удалось. А после разгрома революции драма Катоны была запрещена; Эркелю пришлось дожидаться постановки своей оперы в течение девяти лет. Лишь 9 марта 1861 года в Пеште состоялась премьера, вызвавшая патриотические демонстрации.

Та сложная обстановка, в которой создавалась опера, сказалась на трактовке сюжета. Эркелю пришлось приглушить социальную остроту драмы Катоны: он вынужден был отказаться от показа социально наиболее острых, бунтарских эпизодов. В центре оперы оказалась душевная драма главных героев; характерно, что он ввел новую картину — гибель Мелинды, — и она стала одной из лучших в опере. С другой стороны, композитор отказался от просветленной развязки драмы: вместо прощения королем Банка, испытывающего угрызения совести при виде скорби благородного властелина, Эркель вложил в уста своего героя гордый вызов королю; Банк умирает, сломленный горем, но не покорившийся.


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 15:53 | Сообщение # 7
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
МУЗЫКА

«Банк-бан» — романтическая драма, где трагические судьбы героев переплетены с историческими событиями. Острый, динамичный сюжет, большие страсти, сильные характеры сближают ее с операми Верди. Выразительные, ярко национальные мелодии оперы тесно связаны с венгерским городским фольклором; усилению национального колорита способствует и введение в оркестр народного инструмента — цимбал.

Оркестровое вступление рисует образ нежной и печальной Мелинды.

Первый акт наполнен контрастами. Беззаботная музыка бала сменяется мрачным раздумьем Петура и недовольных венгров. В центре этой сцены — проникнутая горечью и отчаянием застольная Петура (на слова крупнейшего поэта XIX века М. Верешмарти) «Коль сердце отдаешь ты женщине, мой друг». За ней следует грациозный, танцевального характера хор придворных, прославляющих королеву. Новый контраст — дуэт Банка и Петура; гневному ариозо Банка «Как смеешь ты восстаньем нам грозить» отвечают насмешливые реплики Петура; дуэт заканчивается героической мелодией — голоса сливаются в едином порыве мщения. Большой танцевальной сцене противостоит скорбный ансамбль с хором, где главенствует мелодия Мелинды «О Банк, зачем ушли с тобой мы из гнезда». Далее возникают лирические сцены. Пылкие речи Отто сменяются просветленными воспоминаниями Мелинды и ее гордой и гневной отповедью «Колен не преклонял Банк-бан». Ария Банка начинается суровым, мрачным речитативом, который подводит к певучей мелодии «Мелинда! Всегда была ты для меня», согретой глубоким, искренним чувством; затем следует бурная вторая часть арии. Возвращение к начальным настроениям акта (хор придворных) прерывается Мелиндой. Ее обращение к королеве «Ах, как мне было весело тут» полно горечи и скрытого гнева. Из него вырастает большой ансамбль с хором, в котором объединяются все присутствующие, охваченные предчувствием беды.

В первой картине второго акта содержится центральная характеристика Банка — героическая ария о родине; эта ария широко популярна в Венгрии. В начале в большой диалогической сцене Банка и Тиборца преобладают настроения скорби; драматический рассказ Тиборца о бедствиях народа сменяется затем дуэтом волевого героического склада. Лирическая ария Мелинды «О мой муж, убей меня ты» богата широкими певучими мелодиями, впечатляющими красотой и глубиной чувства.

Диалогическая сцена Банка и королевы составляет вторую картину. Центральный раздел дуэта «Как вор прокрался ночью ты ко мне. Честно ли так?» отражает столкновение двух сильных, волевых натур. Лирический скорбный рассказ Банка «Видел села я Венгрии прекрасной» подводит к стремительному, гневному заключению.

Первая картина третьего акта посвящена трагической судьбе Мелинды. Вступление рисует картину медленно струящейся Тиссы, звучат флейты двух пастухов. Эту картину дополняет повторение краткого хора рыбаков, предупреждающих об опасности. Большая ария Мелинды включена в развитие драматической сцены. В оркестре переданы порывы надвигающейся бури, им противостоят грустно-спокойные песни безумной Мелинды: «Жили две птички» и колыбельная «Спи, сыночек мой».

Краткая последняя картина открывается арией короля с хором «Страшное дело гнев слепой творит»; ее начальная тема в духе траурного марша сменяется более светлой и теплой мелодией. Заключительная сцена строится на отдельных отрывистых фразах Банка, вначале горделивых и смелых, затем (после скорбного наигрыша двух флейт, звучавших в сцене на берегу Тиссы) — полных отчаяния и, наконец, лирически-просветленных. Траурный напев хора завершает оперу.

М. Друскин


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 15:59 | Сообщение # 8
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
«Бан Банк». Автор драмы — Йожеф Катона

Йожеф Катона (1791—1830), сын кечкеметского мастера-ткача, был по образованию юристом. В часы досуга он занимается сначала изучением венгерской истории, а потом увлекается театром. Одним из наиболее значительных событий в его жизни была встреча с выдающейся венгерской актрисой того времени жой Дери. Молодой драматург, за плечами у которого уже было несколько поэтических опытов (переводы драм и собственные пьесы — «Жижка», 1813 год, «Гибель Иерусалима», «Роза или неопытная муха среди пауков», 1814), все охотнее проводит свое время среди артистов и начинает серьезно подумывать о том, чтобы променять юриспруденцию на театр.

Журнал «Трансильванский музей» объявил в 1814 году конкурс на написание национальной исторической драмы, что побудило Йожефа Катону создать драму «Бан Банк», рукопись которой была отослана жюри в июле 1815 года. И сейчас еще остается тайной, получило ли жюри вообще эту рукопись. Возможно, что драма Катоны затерялась где-нибудь на почте, поскольку жюри конкурса в своем заключительном докладе ни словом не упомянуло о ней. Из-за ярко выраженного патриотического, революционного содержания цензура не допустила пьесу к постановке.

Действие драмы разыгрывается в XIII веке, во времена правления короля Эндре II, но общественный фон произведения сильно напоминает ту эпоху, в которой провели свою молодость Йожеф Катона и Ференц Эркель. Вместе с королевой Гертрудой, выведенной в драме Катоны, в страну хлынули толпы чужеземцев — родственников королевы, которые мечом утверждают господство тиранической воли королевы-иностранки. Немцы, соотечественники королевы Гертруды, буквально заполоняют Венгрию, захватывают власть и все богатства страны. Против немцев восстает Петур, против злодеяний иноземцев поднимает свой голос Тиборц, разоренный крепостной крестьянин, на долю которого вместо прав приходится кнут, вместо хлеба — голод, вместо вина — лишь слезы. Драма Йожефа Катоны навеяна любовью к родине и ненавистью к тиранам. Поэт говорит о прошлом, но в каждой строке его творения чувствуется, что слова его поражают современных ему магнатов-сторонников Габсбургов, заправил императоской камарильи.

Осенью 1820 года «Бан Банк», наконец, была издана. Однако успех не пришел к Катоне и тогда. Через 4 года после смерти поэта замечательный актер-трагик Габор Эгрешши разыскал драму и поставил ее в Коложваре. А еще пять лет спустя столичная публика восторженно чествует создателя драмы, покоящегося уже на Кечкеметском кладбище. Пьеса стала неотъемлемой частью репертуара Национального театра, и хотя цензура после национально-освободительной борьбы 1848—49 годов вновь накладывает строжайший запрет на нее, все более широкие массы начинают понимать: Йожеф Катона является крупнейшим деятелем венгерской драматургии, который, как сказал один из историков литературы, в трагической истории бана Банка отразил трагическую историю венгерской нации.


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 16:00 | Сообщение # 9
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Обычно мы показываем ролики для ознакомительного просмотра, но тут я позволю себе позаимствовать ютьюбовские выкладки,
ценные английскими субтитрами.
От себя только хочу добавить, постановка ОЧЕНЬ красивая, голоса приятные, смотреть просто одно удовольствие!





 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 16:00 | Сообщение # 10
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 16:01 | Сообщение # 11
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 16:02 | Сообщение # 12
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 16:02 | Сообщение # 13
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 16:03 | Сообщение # 14
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка


 
МырДата: Воскресенье, 15 Июля 2012, 16:04 | Сообщение # 15
Хозяйка Замка
 Администратор
Сообщений: 4419
Награды: 7  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка


 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


ВЕНГЕРСКИЙ ЗАМОК - 22 декабря 2010г.