Приветствуем Вас, Гость ! Вы вошли как Гость  Краткая история Венгрии - Форум/Forum-МОЙ ПРОФИЛЬ-ЛС/ПОЧТА()-Участники-РЕГИСТРАЦИЯ-Выход-ВХОД
                                                                                                                                                                           Новые сообщения · Главная
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум/Forum » Библиотека Замка » Вход в библиотеку » Краткая история Венгрии
Краткая история Венгрии
YukiДата: Среда, 29 Декабря 2010, 00:26 | Сообщение # 1
Тихий Маньяк
 Создатель Замка
Сообщений: 378
Награды: 6  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Римский город на горе целебных источников
Начало истории Венгерского государства тесно связано с историей его столицы — Будапешта. Именно здесь, на Будайской стороне, около двух тысяч лет назад древние римляне основали город Аквинкум, ставший столицей провинции Паннония, входившей в состав Великой Римской империи. На вопрос, почему римляне выбрали для своего поселения именно это место, ответить нетрудно. Крайне удобное стратегическое положение на вершине холма, множество минеральных источников (к слову сказать, название города Аквинкум происходит от латинского слова «aqua» — вода), естественная граница, которой стал широкий Дунай, — вот, пожалуй, главные факторы, повлиявшие на выбор римлян. Аквинкум являлся одновременно военным лагерем и гражданским городом. Руины античного амфитеатра, а также остатки домов древнего прообраза Будапешта сохранились до наших дней и являются одной из интереснейших городских достопримечательностей. Однако внутренние раздоры и постоянные набеги азиатских и германских племен постепенно приводили к распаду некогда могущественной империи. Паннония, равно как и другие ее области, оказались в опасности.

Племена с востока
В 430 году огромные полчища гуннов, возглавляемые королем Атиллой, начали быстрое продвижение по территории некогда мощной империи, сметая, словно пылинки, римские войска на своем пути. Несмотря на то, что Римской империи пришлось отдать значительную часть своих территорий азиатским племенам, самому Риму удалось уцелеть благодаря прошению о мире римского папы. Однако вскоре Атилла умер при весьма загадочных обстоятельствах, гунны, лишившиеся своего лидера, были вынуждены вернуться в Центральную Азию, — могущественная империя распалась.
Вслед за гуннами еще много других племен сражались между собой за земли, которые ныне составляют государство Венгрия. Среди них были и предки современных венгров — мадьяры. История этого кочевого племени такова. Первоначально мадьяры обитали в степях Южного Урала на территории современной Башкирии, откуда они в числе еще семи племен и трех союзных этнических хазарских родов, отклонившихся от Хазарии и начавших именоваться каварами, откочевали через территорию Украины на земли нынешней Венгрии (степи Среднего Дуная). Позже на них распространилось название одного из тюркских племен — оногуров (лат. hungarus), которое, видоизменившись, закрепилось в европейских языках. Мадьяры были искусными наездниками и частенько совершали набеги на Священную Римскую империю и на территории Центральной Европы, постепенно став бичом для западного христианства. Однако, потерпев ряд серьезных военных поражений, они решили ограничиться территорией, которая сейчас является Центральной Венгрией.

Образование государства
Вслед за заселением территории Центральной Венгрии наступил период объединения мадьярских племен в единую нацию. Князь Геза установил в новообразованном государстве централизованную власть и принял христианство. Его сын Вайк, получивший при крещении имя Иштван, в 1000 году был коронован как первый венгерский король и получил знаки королевской власти из рук легата римского папы Сильвестра II. Однако следует заметить, что в те далекие времена Будапешт еще не имел статуса столицы, поскольку королевский дворец находился в городе Секешфехервар, а главным религиозным центром являлся Эстергом, резиденция главы Венгерской Католической Церкви.
Иштвану пришлось столкнуться с проблемой усмирения новообразованного сословия дворян и укрепления связей с Римом. Несмотря на эти и другие полезные для укрепления государственности деяния, Иштван не решил один очень важный вопрос — он не установил принцип престолонаследия. Именно поэтому сразу после смерти короля начался долгий период смут, дворцовых интриг и борьбы за престол. Лишь в начале XIII века, при короле Андраше II, был издан закон о правах «Золотая булла», на которой впоследствии давал клятву каждый венгерский король. Этот важный документ наконец-то определил и положение дворян: во-первых, «Золотая булла», подобно английской Великой хартии вольностей, гарантировала представителям этого класса личную свободу, освобождение от налогов и обязательной военной службы за пределами страны, во-вторых, за дворянами отныне закреплялось право не признавать противозаконные королевские указы. Некоторое время спустя после издания буллы было объявлено о проведении ежегодных съездов Национальной ассамблеи для контроля и, если необходимо, привлечения к ответственности высших королевских чиновников. Эти ассамблеи проводились в Пеште, что способствовало постепенному укреплению за этой частью города престижного статуса.
Несмотря на все очевидные успехи в укреплении Венгрии как единого государства, в 1241 году произошло событие, надолго приостановившее дальнейшее развитие страны, — нашествие монгольских орд. Большая часть венгерских городов была опустошена и разграблена.
Следующий венгерский король — Бела IV из династии Арпадов — решил, что стране нужна сильная и надежная фортификационно-оборонительная система, в связи с чем приказал построить ряд мощных укрепленных крепостей, одной из которых и стала расположившаяся на высоком холме Буда. В этот же период происходило развитие городов, в будущем образовавших столицу Венгрии. Когда-то небольшие поселения, раскинувшиеся на противоположных сторонах Дуная, Буда и Пешт, благодаря притоку торговцев и ремесленников изо всех европейских стран, постепенно начали превращаться в крупные города. Расширялась и сама территория страны, которая во времена правления короля Лайоша I Великого превратилась в большую славянскую державу: ее южные границы достигли Болгарии, а румынские княжества (Валахия и Молдавия) платили Венгрии дань. Непомерные амбиции следующего венгерского правителя короля Сигизмунда, предпринявшего в 1396 году неудачный поход против турок, стали одной из причин последующего османского вторжения в Европу. Благодаря произошедшему в 1456 году сражению при Нандорфехерваре (ныне Белград), в котором венгерские войска под командованием полководца Яноша Хуньяди разбили турок, завоевание Венгрии Османской империей удалось отсрочить почти на сто лет.

Король Матьяш и золотой век Венгерского государства
В 1458 году новым королем Венгрии был избран 16-летний сын Яноша Хуньяди, вошедший в историю как Матьяш (Матвей) Корвин. Время правления этого короля по праву считается золотым веком в истории Венгрии. Именно при Матьяше Буда превратилась в крупный центр эпохи Ренессанса: здесь были выстроены великолепные дворцы, учреждена крупнейшая на континенте королевская библиотека, утвердившая за городом звание культурного центра. Жена Матьяша, королева Беатриче, была итальянкой, благодаря чему в Венгрию проникло немало элементов культуры этой страны. Очень часто в разных источниках годы царствования Матьяша называют временем справедливости, прогресса и всяческого процветания. Ему удалось не только упрочить монархию и объединить дворянство, но и создать боеспособную наемную армию, которая представляла собой серьезную угрозу османским войскам. Армия эта носила название «черный легион».
После смерти Матьяша на венгерском престоле утвердилась польская династия Ягеллонов и, как это уже часто случалось в истории Венгрии, эпоху благополучия и процветания сменил период междоусобиц. Разброд и шатание в органах центральной власти привели к ослаблению военной мощи страны и роспуску «черного легиона». В скором времени Буда лишилась своего высокого статуса культурного центра, а в первые десятилетия XVI века почти по всей Венгрии прокатилась волна крестьянских восстаний. Самым крупным из них стало восстание под предводительством Дьёрдя Дожи. Жестоко подавленное силами дворян, оно положило начало ряду суровых мер, предпринятых по отношению к крестьянам. Так, например, в 1222 году в «Золотой булле» появилось два новых закона: в одном из них говорилось о том, что отныне крестьяне лишаются всех гражданских свобод, которые у них были раньше, а второй запрещал представителям этого класса иметь у себя какое-либо оружие. На фоне вновь начавшегося похода войск Османской империи на европейские государства, ситуация, сложившаяся в Венгрии, была просто катастрофична.

Турецкое иго
29 августа 1526 года состоялось одно из самых печально известных европейских сражений, получившее название «битва при Мохаче». Турецкую армию возглавлял султан Сулейман Великолепный, венгерское войско — король Лайош II. Сражение произошло в Южной Венгрии, на правом берегу Дуная. Венгры потерпели сокрушительное поражение, потеряв большую часть войска убитыми и ранеными. Лайош II бежал с поля битвы и утонул в реке Челе.
После одержанной победы турецкие войска беспрепятственно вошли в Буду, разграбили королевский дворец и с богатой добычей покинули город, напоследок устроив в нем пожар. Однако, несмотря на это, Венгрия попала под турецкую оккупацию лишь 15 лет спустя. В 1541 году турки оккупировали уже оба города — Буду и Пешт — и удерживали их под своей властью почти 150 лет. Только в 1686 году объединенной армии под руководством Карла Лотарингского после длительной и тяжелой осады удалось освободить города, которые на тот момент представляли собой небольшие поселения с очень маленьким числом жителей. Надо заметить, что торжественное событие праздновала вся Европа: салюты, народные гулянья и благодарственные процессии проходили во многих городах от Рима до Амстердама и от Венеции до Мадрида.
Однако праздновать победу было еще слишком рано, потому как на смену одним оккупантам вскоре пришли другие.

Габсбурги
Вообще говоря, уже задолго до изгнания турок с территории Венгрии северные и восточные области страны принадлежали этой самой могущественной европейской династии. После освобождения Буды, Пешта и других захваченных турками городов практически вся территория Венгрии перешла под управление Габсбургов.
Габсбурги установили в Венгрии военную диктатуру, стараясь обезопасить себя от возможных волнений дворян. Волнения могли возникнуть прежде всего на религиозной почве, ведь после венгерского сейма 1571 года католики и протестанты этой страны были уравнены в правах, в то время как в большинстве других европейских стран все еще продолжалась борьба между этими двумя движениями. Кровавая расправа над массой венгерских протестантов, получившая название «Резня в Пряшеве», вызвала волну протеста среди знати. Ситуация накалялась с каждым днем и в конце концов вылилась в восстание, возглавляемое внуком трансильванского князя Дьёрдя II Ференцем Ракоци. Это восстание длилось пять лет — с 1703 по 1708 год — и, несмотря на то, что армии Ракоци удалось выиграть ряд сражений, закончилось поражением протестантов в финальной битве под Тенчиным.
Тем не менее Габсбурги вынесли урок из этого события, свидетельством чему стал Сатмарский мир, заключенный 30 апреля 1711 года. По его условиям все восставшие дворяне, включая самого Ракоци, получили полную амнистию и свои поместья назад при условии, что они признают власть Габсбургов. Более того, австрийская администрация обещала венграм управление «в соответствии с их собственными законами и обычаями». Ференц Ракоци, впоследствии названный историками «упрямым Дон-Кихотом», Сатмарский мир не признал и эмигрировал в Турцию.
Осознав важное стратегическое и политическое значение Буды и Пешта, по окончании восстания Габсбурги начали активно вкладывать деньги в развитие этих городов. Период особенного расцвета пришелся на время царствования императрицы Марии-Терезии (1740–1780). В это же время произошло более тесное сближение между австрийским и венгерским народами, особенно в дворянской среде. Постепенно Пешт превратился в богатый торговый город, главным образом, благодаря полноводному Дунаю, по которому сюда привозили свои товары купцы из всех европейских стран. Быстрое развитие города вызвало новую волну эмигрантов (преимущественно ими были сербы и евреи), которые внесли свой вклад в дальнейшее экономическое и культурное развитие города.
На протяжении большей части XVIII столетия социально-политическая ситуация в Венгрии была спокойной. Оставаясь преимущественно сельскохозяйственной страной, она являлась своего рода «продовольственной корзиной» Австро-Венгерской империи. Прекрасно осознавая этот факт, Габсбурги стремились закрепить за Венгрией статус одной из важных имперских держав. Продолжали расти и развиваться Буда и Пешт, в которых была произведена обширная перепланировка: возникли здания в имперском духе, появились красивые, как в Вене, бульвары. Справедливости ради надо заметить, что основной причиной такой глобальной перестройки городов стало сильнейшее наводнение, случившееся в 1838 году, в результате которого воды Дуная уничтожили значительную часть построек — преимущественно на равнинной пештской стороне.
Одной из самых выдающихся личностей, живших в эту эпоху, стал граф Иштван Сечени, получивший за свои заслуги перед отечеством звание самого великого венгра. Широко образованный человек, страстный поклонник искусств и путешественник, Сечени мечтал о том, чтобы его страна стала в ряд ведущих европейских держав. Именно он явился отцом-основателем Венгерской академии наук, провел ряд важных демократических реформ, приказал возвести первый постоянный мост, связавший Буду и Пешт и ставший впоследствии главным символом объединенного города. Речь идет о знаменитом Цепном мосте, который также часто именуют мостом Сечени.

Венгерская революция и война за независимость
Постепенно многие венгры начали чувствовать себя обманутыми, осознавая собственную бесправность в родной стране. Такие настроения в обществе и накаленная обстановка в Европе в конечном итоге привели к тому, что 1848–1849 годы стали периодом Венгерской революции и войны за независимость. Во главе оппозиции встал Лайош Кошут, журналист, политик и революционный деятель. 14 апреля 1849 года в Большой протестантской церкви города Дебрецен состоялось заседание Государственного собрания, на котором Кошут зачитал Декларацию независимости и объявил о низложении Габсбургов. Исполнительная власть перешла к Кошуту, назначенному верховным правителем, и совету министров. Чтобы подавить восстание, Габсбурги прибегли к использованию военных сил. Помимо австрийской армии, в подавлении восстания участвовал корпус русских войск, присланный Николаем I в помощь императору Францу-Иосифу. В одном из последних сражений с казаками Паскевича при Шегешваре (ныне этот город называется Сигишоара и принадлежит территории Румынии) погиб венгерский поэт Шандор Петёфи.
Венгерская национальная армия потерпела сокрушительное поражение. Победив, Габсбурги не пошли на компромисс с венграми, а начали широкомасштабные репрессии против восставших, в ходе которых были произведены казни многих выдающихся деятелей государства. Кроме того, в целях борьбы с венгерским сепаратизмом вся территория бывшего Венгерского королевства была разделена на административные округа, наравне с другими провинциями империи. Наступило время абсолютизма. Несмотря на все это, население страны продолжало сохранять оппозиционные настроения и настаивать на восстановлении венгерской конституции.

Австро-Венгрия: прогресс и процветание новой империи
Поражение в войне с Пруссией побудило Австрию к созданию дуализма, другими словами, к предоставлению Венгрии (которая включала также Трансильванию, Банат и Хорватию) полной автономии. На заседании Государственного собрания в феврале 1867 года было объявлено о восстановлении венгерской конституции, учреждено особое ответственное министерство во главе с графом Дьюлой Андраши, а также урегулированы финансовые отношения между двумя странами. Венгрия становится отделенной от Австрии собственным государственным устройством, но объединена с нею династией и некоторыми общими ведомствами (в частности, военным и иностранных дел). В июне 1867 года император Франц-Иосиф был коронован в соборе Св. Матьяша как король Венгрии. Период между 1867 годом и началом Первой мировой войны стали называть золотым веком Австро-Венгерской империи, одним из самых знаменательных событий которого стало объединение в 1873 году Буды, Пешта и Обуды (старинный город королев на Будайской стороне) в один город — Будапешт. Все больше становилось население новообразованной столицы, здесь начали развиваться разные отрасли промышленности. Помимо всего прочего, Пешт стал центром новой системы железных дорог, большой сетью охвативших всю империю. На пештской же стороне расположилась и большая часть новых муниципальных зданий. На этот же период пришелся и особый расцвет венгерской культуры, в частности театра и литературы. Люди искусства и интеллигенция любили собираться в многочисленных кофе-хаусах, ничуть не уступавших по своей изысканности венским.
В 1896 году состоялись пышные торжества по случаю тысячелетия «обретения венграми родины». К этим торжествам были приурочены постройка линии метро «Földatti» (ныне Первая линия метро), подземной железной дороги до площади Героев, и основание Центрального городского парка Варошлигет. К середине века Будапешт стал одним из любимых мест среди богатых европейских путешественников, а культурная жизнь города достигла высшей точки своего расцвета. Однако события последующих лет наглядно показали, насколько хрупким было величие Австро-Венгерской империи.

Первая мировая война и ее последствия
28 июня 1914 года девятнадцатилетний террорист Гаврило Принцип застрелил в Сараево эрцгерцога Франца-Фердинанда, наследника престола Австро-Венгерской империи. Это убийство стало поводом к началу Первой мировой войны. Взошедший на трон император Карл IV уже не мог сдержать распадающуюся Австро-Венгерскую империю, династия Габсбургов потеряла бразды правления и ушла в прошлое. Ослабленная четырьмя годами войны и раздираемая внутренними политическими противоречиями между большевистскими силами, получавшими поддержку от Советской Республики, и правоцентристами, страна не могла оказать влияния на последующие мирные переговоры. Плюс ко всему румынские и чешские войска, поддерживаемые Францией, оккупировали часть территорий Венгрии.
4 июня 1920 года державы Антанты заключили Трианонский договор (по названию дворца в Версале). По нему Венгрия лишилась 2/3 от своей территории, миллионы венгров остались по ту сторону новых границ государства. 1920–30-е годы в Венгрии были ознаменованы нарастанием пронацистских настроений. Основной политической фигурой в это время становится Миклош Хорти. В связи с тем, что государства Антанты категорически возражали против царствования династии Габсбургов, до определения кандидатуры нового короля был учрежден новый пост регента, который и достался Хорти. Основным желанием этого амбициозного политика было возвращении Венгрии ее прежних границ, что подтолкнуло Хорти к решению заключить союз с Германией. С этого времени в Венгрии — особенно в Будапеште — начали усиливаться антисемитские настроения, с каждым новым днем права еврейской части населения сокращаются все больше.

Вторая мировая война
Перейдя на сторону нацистской Германии, Венгрия оказалась втянутой в разразившуюся вскоре Вторую мировую войну. В обмен на обещание вернуть Венгрии земли Трансильвании и Словакии венгерское правительство согласилось оказать помощь немцам и приняло фатальное для страны решение направить войска в Советский Союз. После жестоких боев под Сталинградом все войска, выступавшие на стороне нацистской Германии, были вынуждены капитулировать. К тому моменту, как советские силы оказались на территории Восточной Европы, Будапешт уже превратился в одну из главных мишеней стран — союзниц Антанты. Видя, что война проиграна, Хорти попытался вывести страну из сложившейся ситуации, инициировав сепаратные переговоры с советским правительством. Однако они были сорваны, поскольку Гитлер, не доверяя своему «союзнику», ввел в Венгрию немецкие войска.
Весна 1944 года стала началом нацистского террора в стране: в течение семи недель было убито около 565 тысяч венгерских евреев, в том числе 430 тысяч, которые отправили в концлагеря. От 30 до 70 тысяч цыган разделили их участь. Одна из набережных Будапешта уставлена ботинками и женскими туфлями. Это — памятник евреям, которых нацисты расстреляли прямо на берегу Дуная.
Несмотря на стремительное наступление войск Советской армии, немцы решили оказать силам противника последнее сопротивление, выбрав в качестве опорного пункта Будапешт. В результате тяжелых боев, которые продолжались несколько месяцев, город был почти разрушен, многие исторические здания превратились в руины. 4 апреля 1945 года после жестокой битвы рядом с королевским дворцом немецкие войска наконец капитулировали. 12 апреля боевые действия на территории Венгрии были окончательно прекращены.

Послевоенный период
1 января 1946 года была провозглашена Венгерская Народная Республика, а спустя два года после этого события коммунистическая партия объединилась с социал-демократической, образовав Венгерскую социалистическую рабочую партию, которая на долгие годы стала единственной правящей силой в стране. Ее генеральным секретарем был избран ортодоксальный сталинист Матьяш Ракоши. Начало 50-х годов стало периодом массового террора и репрессий против тех, кто не являлся сторонником просталинского венгерского режима. Только смерть Сталина в 1953 году вселила в венгров надежду на возможность демократических преобразований. Инициатором изменений в курсе Венгерской коммунистической партии стал премьер-министр Имре Надь, сменивший одиозного Ракоши на его посту. «Революция умов», произошедшая после ряда реформ, которые провел Надь, в октябре 1956 года привела к венгерскому восстанию. Эта революция вызвала интервенцию сил Варшавского договора 4 ноября 1956 года. После того как восстание было подавлено, Янош Кадар, возглавивший Венгерскую социалистическую рабочую партию, по словам венгерских историков, «въехал в Будапешт на броне советских танков» 7 ноября 1956 года.
В течение 70-х годов в Венгрии происходило постепенное ослабление коммунистического режима, чему немало способствовали экономические реформы, направленные на возрождение частного сектора. В 1988 году венгерские коммунисты-реформаторы сместили с поста генерального секретаря Яноша Кадара, считая, что он мешает проведению более глубоких реформ. Год спустя была провозглашена Венгерская Республика, объявленная «независимым демократическим правовым государством», а в 1990 году состоялось принятие Конституции новообразованного государства. Президентом страны избрали Арпада Генца, участника восстания 1956 года. В 1995 году Генца во второй раз переизбрали на пост президента.
12 марта 1999 года Венгрия стала членом НАТО. В 2000 году состоялось празднование тысячелетия основания Венгерского государства, а президентом страны был избран Ференц Мадл. 1 марта 2004 года Венгрия вступила в Европейский союз, а 1 мая 2004 года стала страной — участницей Шенгенского соглашения (пограничный контроль был отменен 21 декабря 2007 года).

взято отсюда


да умоются кровью те, кто усомнятся в нашем милосердии
 
greamreaperДата: Среда, 29 Декабря 2010, 12:09 | Сообщение # 2
Главный по покосу
 Коренной житель Замка
Сообщений: 3455
Награды: 23  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Спасибо. Интересно. Хотя относительно происхожедния Венгров ест ьспорные моменты.)

Происхождение и этническая принадлежность венгров, как, впрочем, и любого другого народа, является предметом пристального внимания и дает пищу для самых невероятных предположений вперемешку с объективными фактами, возникавшими на заре письменной истории Европы, причем не только в среде окружающих изучаемый этнос народов, но и в нем самом. Авторы средневековых западных хроник обычно возводили происхождение своих собственных народов к сыновьям библейского Ноя (поскольку только это семейство пережило потоп) — к Хаму или к Яфету (Сим считался прародителем евреев и арабов, отсюда и название — семитские народы). Обе версии имели венгерский вариант. Согласно одному из них, у сына Хама — великого охотника Нимрода — были сыновья-близнецы. Однажды они увидели «прекрасную оленицу» и гнались за ней до самых берегов Азовского моря, где след ее потерялся, а вместо оленицы братья нашли прекрасных девушек. Так близнецы Гунор и Магор оказались прародителями своих собственных народов — гуннов и мадьяр. Идея родственности этих двух народов пришлась весьма по душе самим венграм: на них как бы падал отблеск величия Аттилы, карпатские завоевания которого давали им «историческое» право считать себя его наследниками. Эта идея пережила рационализм эпохи Просвещения и позднее сыграла свою роль в процессе становления национального самосознания. Параллельно данной версии о происхождении мадьяр всегда существовала и вторая, согласно которой все кочевые племена Евразии в числе своих далеких предков имели Магога, сына Яфета.
Научное изучение этносов, то есть этнология, однако, начинается лишь с появлением сравнительно-исторического языкознания. С точки зрения антропологии и даже культурологии понятие «венгры» далеко не однозначно. Так что выражение «чистокровные венгры» лишилось всякого смысла уже в незапамятные времена. В результате единственным надежным критерием существования венгерского этноса является язык. История венгерского этноса есть история человеческого сообщества, родоплеменной состав и культурные особенности которого испытывали постоянные изменения при бесспорном сохранении венгерского языка (или же венгерского праязыка) в течение последних нескольких тысяч лет. Решающим фактором для этнографических исследований, разумеется, оказался лингвистический «механизм» выявления родственных связей между разными языками. Эти связи определяются не путем обнаружения их внешнего, поверхностного сходства, а сопоставлением процессов, происходивших в их фонетических системах (в частности, открытием братьями Гримм закона Lautverschiebung о передвижении гласных в германских языках), а также сравнительным анализом древнейшего слоя лексики: сопоставлением основных глаголов, существительных, обозначающих части тела, родственные отношения, животных и растения, числительных и т.д. На этой основе венгерские лингвисты уже два столетия назад пришли к выводу о финно-угорском происхождении венгерского языка. Многим подобная родословная показалась недостаточно престижной, и они продолжили поиски более завидных предков, которыми маленькая венгерская нация могла бы гордиться. Одни продолжали настаивать на «научности» библейской генеалогии; других поиски завели к этрускам, шумерам, а недавно (хотите верьте, хотите нет) к инкам. Для настоящей науки, однако, финно-угорское происхождение венгерского языка давно уже установленный факт, хотя сам по себе он объясняет далеко не все в этой достаточно темной и запутанной истории, длившейся по меньшей мере до VII в., когда данные исторической лингвистики, археологии и геоботаники начинают дополняться письменными свидетельствами. И хотя большинство этих свидетельств относится к венграм опосредованно, они дают представление о других степных народах, среди которых тогда были и венгры как одна из составляющих племенного квазисимбиоза кочевников.
Поиск первоначальной, исходной территории обитания племен, к которым некогда принадлежали предки венгров, привел нас к границе между Европой и Азией, к т.н. Уральскому региону. Он включает в себя северную часть Урала и Западной Сибири. Таковы данные лингвистики. Некоторые археологи считают, что территория была значительно большей и простиралась от Западной Сибири до Балтийского моря. Уральские народы говорили на одном общем языке до тех пор, пока в 4-м тысячелетии до н.э. не стали дробиться на различные этнокультурные и языковые группы. Наскальные рисунки, обнаруженные на Урале, свидетельствуют, что народы там находились на этапе палеолита. Это были охотники, в основном на лосей и северных оленей, и собиратели. Венгерские слова, связанные с охотой и рыболовством, относятся к самому древнему, «уральскому» пласту лексики. Орудия труда и оружие тогда были еще каменными, хотя люди уже знали сани, лыжи, керамику и даже имели домашних животных — собак. Около 3000 г. до н.э. из уральской языковой семьи выделились две основные ее ветви: финно-угорская и самодийская. В течение 3-го тысячелетия до н.э. финно-угры, среди них и предки венгров, оставаясь еще охотниками и собирателями, уже достигли стадии неолита. Лексика, восходящая к этому периоду, является важнейшей в современном венгерском языке. Она содержит всего около тысячи базовых слов, но 60% сложных слов (в письменной речи почти 80%) имеют финно-угорское происхождение. Финно-угорские корни лежат в основе родовой и генеалогической, а также связанной с природой (небо, снег, облако) лексики и важнейших глаголов (жить, есть, пить, стоять, идти, смотреть, давать и др.).
К 2000 г. до н.э. финно-угорские племена также начинают дробиться. Основной причиной начавшейся среди них миграции, по-видимому, стала перенаселенность мест их прежнего обитания. Ранее считалось, что угры, включая предков мадьяр, вогулов и остяков, присоединились к финно-пермской ветви, перевалили через Урал и осели в треугольнике между Волгой, Камой и Белой. Сейчас, однако, более вероятным представляется иной маршрут: видимо, угры спустились с восточной стороны Урала строго на юг по рекам Ишим и Тобол. На новых землях они начали контактировать с более развитыми в культурном отношении народами иранского происхождения. Теперь уже не только охота, но и скотоводство и земледелие стали источниками их существования (венгерские слова, означающие корова, молоко, войлок, телега, имеют несомненно иранские корни). Угры также узнали медь, а около 1500 г. до н.э. — и бронзу. Они жили кланами в маленьких поселениях, где каждый дом, по-видимому, служил общим жилищем для одной большой патриархальной семьи, куда все сыновья приводили своих жен. По данным раскопок захоронений, в тот период все более важную роль в их жизни, хозяйстве и даже религиозных представлениях начинает играть лошадь. Она становится не только знаком, определяющим статус хозяина, но и едва ли не священным животным. В могиле богатого угра обязательно хоронили его любимого коня. В бедные могилы родственники укладывали голову, шкуру или же сбрую лошади, съеденной на поминках.
Таким образом, угорские племена были вполне подготовлены к переходу к кочевому образу жизни, когда они в самом конце 2-го тысячелетия до н.э. оказались в степях. А между 1250 и 1000г. до н.э. утры вновь разделились. Уходя от засухи, вызванной глобальным потеплением климата, вогулы (манси) и остяки (ханты) вернулись на север, осели на землях вдоль Оби и вновь стали народом охотников и собирателей (когда в начале VIII в. до н.э. наступило похолодание, они начисто забыли культуру коневодства, хотя образ лошади до сих пор сохраняет в их мировидении культовое значение). Протомадьяры, напротив, решили остаться в степях и учились выживать в изменившихся условиях. И тогда живые узы, связывавшие их с финно-угорскими родственниками, оказались разорванными. Но сохранилась языковая основа и каким-то чудом (стоит только задуматься о всех перипетиях дальнейшей судьбы этого народа) также — финно-угорские религиозные представления. Сравнительная этнология сумела выявить тождественность или родственность верований и традиционных обрядов, характерных для некоторых крестьянских общин в Карпатах и современных финно-угорских народов. К таковым относится идея «древа жизни», соединяющего три мира (подземный — земной — небесный), а также учение о «двойственности души» и особая природа шаманизма.
Затем на целую тысячу лет история предков мадьяр погружается во мрак неизвестности, где все неопределенно, все лишь предположения. Кочуя по обширной территории между рекой Урал и Аральским морем в течение всего 1-го тысячелетия до н.э., они, скорее всего, должны были входить в тесный контакт с кочевыми народами иранского происхождения, с сарматами и скифами, у которых, по всей вероятности, и научились пользоваться железом. Во всяком случае, венгерское слово, означающее меч, имеет иранский корень, что символически подчеркивает воинственность этих кочевников-степняков. Вышеупомянутая легенда об охоте на «прекрасную оленицу» также может считаться отражением этих влияний. Однако мы даже не знаем наверняка, когда именно протомадьяры покинули свои поселения на юге Западной Сибири и осели на землях своего первого европейского обитания — к востоку от большой волжской дуги. Сейчас это башкирские земли, а в XIII в. странствующие монахи, например венгр-доминиканец Юлиан, называли ее «Великой Венгрией», потому что нашли здесь людей, язык которых (одно из мадьярских наречий) они понимали. Возможно, эти люди оказались здесь лет за 100 до н.э., кочуя вместе с иранскими племенами. Но, быть может, переселение произошло значительно позднее — между 350 и 400 г. в результате массовой миграции народов, вызванной появлением гуннов. Или еще позднее — в середине VI в., когда степь накрыла волна тюркских народов.
Но и после того, как утры осели в Предуралье, история протомадьяр состоит из одних гипотез. Даже к широко известным и вроде бы установленным фактам необходимо подходить с осторожностью. Не вызывает сомнения лишь то обстоятельство, что тюркские племена, пришедшие в степи вслед за гуннами, оказали глубокое влияние на все нетюркские народы, в том числе на алан и мадьяр, с которыми они долго сосуществовали, сталкиваясь и взаимодействуя. Экономические и культурные влияния этого периода отражаются в слое древне-тюркских слов, вошедших в венгерский язык. Их около 300, и среди них обозначающие понятия плуг, серп, бык, теленок, свинья, курица, разум, число, писать, закон, грех, достоинство, исповедь, простить. И даже такие политические институты, как «двойное правление», то есть разделение властных полномочий между духовным и военным лидерами, заимствованное мадьярами, если и не было свойственно исключительно тюркам, тем не менее типично было именно для них. Объединение кланов в боевые единицы, т.е. в племена или орды, тоже считается тюркским (болгарским) наследием, доставшимся мадьярам, равно как и использование доспехов и стремян. Все это показывает, что в течение столетий сосуществования с тюркскими народами мадьяры постепенно расслаивались — преимущественно кочевой образ жизни уже сочетался с параллельно развивающимся земледелием, а право и религиозные представления были уже весьма сложны, сформировались понятия о политической власти и воинской дисциплине, пока, правда, лишь в целях координации боевых действий ради захвата добычи и рабов.
Внешней формой, облегчившей тюркское влияние на культуру мадьяр, был Оногурский союз племен (буквально — «десять племен»), занимавший земли в низовьях Дона. Мадьяры примкнули к нему приблизительно в середине VI в., а затем почти сразу вместе с оногурами были включены в Тюркский каганат (552), управлявшийся из Центральной Азии. После короткого периода (начало VII в.) независимого существования Оногурско-Болгарской «империи» все они стали подданными Хазарского каганата, возникшего в 630 г. на территории западной части бывшей империи тюрков — между Каспийским и Черным морями. После 670 г. группа из оногуров и болгар бежала от хазар и поселилась в низовьях Дуная.
Как уже отмечалось выше, есть предположение, что среди народов, одновременно заселивших Каспийский бассейн, были и племена мадьяр, отколовшиеся от Оногурского союза. Теория «двойного завоевания» могла бы дать вразумительные ответы на ряд вопросов, остающихся пока без ответа, как она, в частности, объясняет ранний слой заимствований славянских слов в венгерском языке, наиболее вероятно датируемый VIII—IX вв. Кроме того, хотя Карл Великий и болгары предпринимали крупномасштабные военные кампании, они не могли быть ответственны за полное истребление многочисленных аварских племен. Авары должны были остаться на землях Среднедунайской равнины. Однако нет никаких свидетельств того, что к мадьярам, расселившимся в этом регионе, после 895 г. примкнула сколь-либо значительная группа этнически чуждых элементов. Поэтому возможно, что те «авары», которые, мы знаем точно, оставались на этих землях, в действительности могли быть венграми. Как бы то ни было, данная гипотеза остается спорной: у нее среди археологов и историков почти столько же противников, сколько и сторонников.
Мадьяры сбросили хазарское иго около 830 г., и, конечно, многие столетия сосуществования с тюркскими народами не прошли бесследно. Сами себя они, должно быть, называли magyar, т.е. «говорящие» (от финно-угорского mon — говорить и er— человек), что в ранних исламских источниках передавалось как madzhgir. В самых ранних западноевропейских текстах, однако, их называли turci или ungri - турки или оногуры. От ungri просходит соответствующий этноним в большинстве европейских языков. Именно так мадьяр называли в византийской хронике от 839 г. - первом памятнике письменности, в котором им уделено особое внимание и где речь, без всякого сомнения, идет именно о мадьярах. В тот период они проживали на обширной территории, называвшейся по-венгерски Этелькёз и раскинувшейся на землях между рекой Дон (Этиль) и низовьями Дуная. Поскольку в Северном Причерноморье в VIII—IX вв. не наблюдалось сколь-либо значительного переселения кочевых народов, ясно, что мадьяры отделились от Хазарского каганата и установили господство над новыми степными территориями, где в течение нескольких десятилетий кочевали в качестве хазарских данников, но не вследствие давления извне, а в результате осознания собственных сил, того, что теперь они обрели значительный политический вес. Именно отсюда они нанесли свой первый удар по восточным окраинам империи франков в 862 г., а затем неоднократно повторяли набеги самостоятельно либо вместе с союзниками, такими, как тюрки-кабарда или же моравский князь Святоплук. В 894 г. они в союзе с византийским императором Львом VI Мудрым, который оставил первое подробное описание их своеобразных обычаев, традиций и привычек, особенно в области ведения боевых действий, приняли участие в успешном походе против болгарского царя Симеона.
В том же году, однако, относительному спокойствию, царившему в Диком Поле, пришел конец. Для истории мадьяр это событие имеет огромное значение. Очередная волна тюркских народов, хлынувшая в степи с востока, заставила печенегов (они в то время проживали на землях от Урала до Волги и, предположительно, начиная с 850 г. уже совершили два набега на мадьяр) перейти Дон. Такое развитие событий оказалось на руку царю Симеону, который заключил с ними военный союз против мадьяр. Под бременем двойной мотивации печенеги обрушились на мадьяр, которые, оказавшись зажатыми между двумя враждебными силами, задумались о поисках нового места обитания — далее на запад.

Отсюда
http://www.world-history.ru/nations_about/105/1839.html


Венгерский глюк.
 
greamreaperДата: Воскресенье, 17 Апреля 2011, 19:19 | Сообщение # 3
Главный по покосу
 Коренной житель Замка
Сообщений: 3455
Награды: 23  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Собственно о известной и влиятельной графине. Эржибет Батори.
С разрешения автора: http://villlka.livejournal.com/49784.html#cutid1
Кровавая графиня

28 декабря 1610 года. Словацкий замок Чахтице, владение семьи Батори. Суровые крепостные стены на холме, пронизанном подземными ходами и карстовыми пещерами будто кусок хорошего сыра – на подземных этажах здесь издавна устраивали огромные винные погреба, кухни, архивы и хозяйственные помещения. Хмурый и сырой зимний день, снег покрывает землю виноградников. Черные корявые стволы страшными обрубками торчат посреди белых полей. Георг Хомоннаи и Николаус Зрини, зятья владелицы, дорогу знают до мелочей – не раз гостили в замке. Недавно отпраздновали светлый праздник Рождества и теперь все успокоилось до самого Нового года. На дворе – пусто и тихо, вся челядь сидит по углам. Наверное, чувствуют, что молодые господа неспроста явились, вооруженные до зубов и в сопровождении пфальцграфа и верховного судьи королевства, графа Георга Турзо. В замке горят свечи, слуги обносят яствами стол графини Батори – 50-летняя Эржебет любит жить красиво. А в кухне замка лежит мертвая молодая крестьянка Дорица – изувеченная донельзя. Две девушки рядом еще дышат, исхудавшие тела – сплошное месиво и ожог. Перед ужином графиня била их плетьми – пока не устала рука. Судья Турзо берет Эржебет под стражу, заперев в замковой башне.

С этого момента реальная история Эржебет Батори начинает обрастать мифами – в 20 веке правда окажется прочно погребена под нагромождением сказочных деталей в духе собрания сказок братьев Гримм. Во всех легендах – богато снабженных выдуманными подробностями, Эржебет предстает этакой колдуньей-монстром, для описания ее живописующие не жалеют черной краски.

Но если все-таки говорить о жанре, то история Батори – не кровавая сказочка в стиле «вампирских» романов, какой ее пытаются представить, а страшный политический триллер. Но обо всем по порядку.

Мифология зверства

Все легенды и выдумки о Эржебет в 19 веке красиво облек в слова Фердинанд Штробл фон Равельсберг и с тех пор его неустанно цитируют, выдавая за реальность: «Это была благородная гордая дама, ее высокий лоб выдавал недюжинный ум. Большие глаза пламенели бушующим внутри огнем, наполняющим роскошное тело дьявольской страстью. Головной убор скрывал роскошные, волнистые черные волосы. Каждое утро эти волосы надлежало осторожно расчесывать – госпожа не выносила, когда их дергали и тянули. Однажды она так сильно ударила нерасторопную камеристку, что разбила ей в кровь нос и губы. Капельки крови забрызгали руку госпожи. Брезгливо потянулась она за платком, чтобы вытереть кровавое пятно – и с огромным удивлением заметила, что кожа от крови камеристки стала белоснежной и гладкой как у молоденькой девочки. В голове графини сразу созрел смелый план – стареющему телу нужна кровь, чтобы стать белоснежным и молодым. Много крови. Для этого графиня приказала использовать «железную девственницу»: камеристка, насаженная на тысячу стальных шипов, медленно истекала кровью, которая струилась в ванную. Графиня купалась в теплой крови каждый раз, когда считала, что нужно снова омолодиться».

Последующие поколения сказителей от истории добавили колоритных деталей. Чего в легендах об Эржебет только нет. Тут и друзья-вампиры, и родственник Влад Тепеш – легендарный трансильванский граф Дракула, и смелые венгерский судьи, которым удалось, рискуя жизнью, схватить кровавую графиню, и непомерные долги семьи Батори, с помощью которых убийцу и вывели на чистую воду, и колдовство, которым занималась Эржебет. В некоторых вариантах легенды у нее находятся высокие покровители, которые покрывают многолетние преступления – таинственные мужчины и женщины дворянских кровей, принимающие участие в кровавых оргиях графини.

А еще в мифологической версии ярко описывается суд над Эржебет, цитируются слова судьи, обращенные к ней, где он гневно клеймит ее страшные преступления. По легенде, после графиню замуровали в башне, оставив лишь маленькое окошечко, через которое подавали пищу.

Легенда получилась такой заманчивой, что вдохновляла не одно поколение творческих людей. Леопольд Захер-Мазох написал под впечатлением «Вечную молодость», киношники сняли фильм «Графиня Дракула», Палома Пикассо купалась в крови, изображая Эржебет. Психиатры копались в семейной истории, пытаясь дойти до сути – случай Батори даже включил в свой труд о половых извращениях "Psychopathia Sexualis" известный венский психиатр Крафт Эббинг: он пришел к выводу, что Эржебет страдала алголалией – особым видом садизма с примесью гомосексуализма. Больно красиво описывается в легендах – их долго принимали за хроники – экстаз графини, в который она впадала, пытая крестьянок.

И до сих пор миф о Батори не утратил своей привлекательности – ее превращают в героиню компьютерных игр, о ней пишут песни и выпускают целые альбомы металлисты и играющие готик-рок.

А между тем, уголовное дело Эржебет на удивление хорошо задокументировано – до наших дней сохранилась даже подробная переписка участников тех событий. И в реальности купанию в крови в исторических документах и записях Батори не находится ни малейшего подтверждения. Реальная графиня не была сторонницей вечной молодости и не хотела жить вечно – она была глубоко религиозна и вечная жизнь не вписывалась в ее систему ценностей.

Она не была родственницей Влада Тепеша. Генеалогия Батори, при всей ее разветвленности и сложности, очень хорошо изучена историками и такие предположения – не более чем красивый миф. Не было у нее и знакомых вампиров и высоких покровителей – род Батори был таким могущественным, что даже король Венгрии побаивался что-либо предпринимать против него.

С гомосексуализмом тоже не сходится – история оставила много свидетельств того, что после смерти мужа у кровавой графини были многочисленные любовники из челяди.

То, что ее замуровали в тесной камере, оставив лишь небольшое окошко, дабы передавать пищу – опять выдумки. Тюремное содержание Эржебет было строгим, но время от времени она даже принимала посетителей и общалась с надсмотрщиками – а те обращались с ней очень уважительно.

В общем, в легендах все выдумано. Кроме самих зверств Эржебет Батори.

Привычка пытать

Избивать нерадивую челядь красавица Эржебет привыкла с юности, а как вышла замуж и окружила себя верными помощниками, жить прибывшим к ней в услужение становилось все труднее. Пыточный штаб графини был маленьким, но кровожадным. История сохранила всех поименно.

Анна Дарволия – ее хронисты упоминают особо. Загадочный человек, по мнению историков. Придя на службу к Эржебет, когда та была совсем молодой, Дарволия молниеносно прибрала все хозяйство к своим рукам. Ничего больше во владениях Батори не делалось без ее ведома. Развратница, каких еще поискать – под конец жизни она ослепла от сифилиса, мучилась сильными болями и умерла, не дожив до ареста госпожи – Дарволия отличалась невиданной жестокостью. Похоже, Эржебет, как причудливому химическому веществу, не хватало катализатора, чтобы пошла реакция – им и стала Дарволия. Она вдохновляла госпожу на новые и новые зверства и выдумывала новые пытки. Учила других слуг, как пытать.

Илона Йо – низенькая, сильная, как мясник, слуги называли ее между собой «лысой кучерихой» – была дальней родственницей ее мужа, кормилицей и воспитательницей всех графских детей.

Иоганн Уйвари – Эржебет ласково называла его Фицко, «мальчишечка», а вслед за ней так звали его и все жители замков Батори – попал на службу к графине в 10 лет. Она заметила симпатичного карлика во время одной из поездок по собственным владениям, силой отобрала его у родителей и воспитала преданного душой и телом раба.

Еще были Дорка Сентеш и Катарина Беницки. Дорка оказалась хорошей помощницей – не раз самолично убивала и пытала, за что и получала щедрые подарки, а вот Катарине было жаль пленниц – она тайно приносила им воды и хлеба. Пытать сама она отказывалась – поэтому ей пришлось взять на себя роль постоянного могильщика при Батори. Она же находила крестьян, готовых за вознаграждение выносить уже разлагающиеся трупы из замка.

Эржебет с помощью подручных убивала и пытала даже десятилетних. Малейшая провинность означала смертный приговор. Графиня была фанатичкой порядка – все в замке должно блестеть. Если девка взялась гладить, то должна была делать это безупречно, иначе госпожа в гневе била ее по лицу раскаленным утюгом, превращая хорошенькие щеки и нос в кусок обгорелого мяса.

Пытала она изощренно. Засовывала пальцы в рот, разрывала его с неженской силой. Снимала кожу заживо, обваривая кипятком. Протыкала жертвам рты иглами, а если они очень кричали, вообще зашивала им рот. Сжигала девушкам все волосы на теле или ставила голышом над пылающим огнем – чтобы он сжигал промежность. Протыкала живот ножом. Била, пока кожа не вспухала – а потом взрезала ее ножницами или прижигала утюгом. Зимой девок выставляли на мороз и поливали холодной водой до тех пор, пока те не превращались в медленно умирающие ледяные статуи.

Когда же графиня однажды заболела и не могла вставать, Дарволия приводила к постели предназначенных для экзекуции, держала крепко, чтоб не вырвались, а Эржебет вырывала зубами куски мяса с предплечий жертвы, кусала в грудь, рвала зубами щеку. Даже в путешествиях ей не хотелось отказываться от своих привычек – она брала в карету камеристок, пытая их по дороге: прокалывала им руки и губы иглами... Если у нее начинался насморк, камеристок заставляли на морозе вытирать ей нос голыми руками – чтобы обморозились. А с собой в багаже она всюду возила сундук с железными цепями – на ночь пленниц заковывали, чтобы не сбежали.

Но графине все было мало – как алкоголик или наркоман, Эржебет хотела все большей дозы, привычные издевательства ей скоро надоедали. Тогда Дарволия изобретала для госпожи новые увеселения. Чем дольше девки не теряли сознание, тем приятнее была для графини экзекуция. Она словно проверяла, кто сколько выдержит. Чем громче стонала жертва, тем ближе подходила Эржебет, почти обнимала ее. Рубашка графини пропитывалась кровью, она с радостью переодевалась в новую – для нее всегда лежала готовая смена белья. А после экзекуции Дорка и Катарина часами отмывали стены и пол от крови.

Тела умерших прятали, где попало – кидали в реку, в пшеничные поля, крепостные рвы, складывали в лесу. Жители владений Эржебет видели, что из замка то и дело выносят гробы – а то и просто трупы, в синюшных рубцах и ожогах, завернутые в циновку или прямо в корытах.

Однажды за неделю убили столько девок, что в замке образовалась целая гора из тел – убирать их не успевали. Они лежали, наполняя замок невыносимым смрадом. Тогда Эржебет, не вынеся трупного запаха, расползшегося по всему зданию, уехала в Шарвар, повелев помощникам вскрыть полы замка и захоронить под ними несчастных. Какие-то из тел Дорка скинула в замковый ров – около них то и дело крутились собаки, поэтому оставшиеся трупы пришлось унести в поля и утопить в выгребных ямах. Даже когда в замке гостили дочери Эржебет с мужьями – и даже во время свадьбы одной из дочерей – графиня не могла остановиться.

Батори владели бессчетным множеством замков и дворцов – и всюду графиня пытала и убивала – в венской резиденции недалеко Кровавой улицы, в австрийском замке Локенхауз, во дворцах и замках Словакии и Венгрии. «В Вене монахи соседнего монастыря кидали в окна глиняные горшки, чтобы не слышать жутких криков истязаемых. Графиня била и убивала девок всюду, даже в больших городах – и в Прессбурге (сегодняшняя Братислава) тоже» - говорила на допросах Илона Йо.

В имении Локенхауз, недалеко от Вены, Эржебет зверствовала так, что слухи об убийствах начали доходить до австрийской столицы. Чтобы ей не мешали, она удалилась в свои венгерские и словацкие владения – подальше от королей, судий и двора, облюбовав замок Чахтице. Пытала и мучила всегда на кухне – там были под рукой и огонь, и вода для пыток. Хотя, если говорить честно – не очень-то она и опасалась разоблачений, будучи могущественной наследницей самого влиятельного венгерского аристократического рода.

Прирожденная убийца

История семья Батори началась с родом Гут-Келед, поселившимся в Венгрии еще в 11 веке. В 13 веке предок графини Берек получил от короля Венгрии Ласло IV в подарок деревни Батор и Малый Батор – отсюда и пошел знаменитый род, давший Европе полководцев и королей, графов и верховных судей. История рода Батори – это фактически история Восточной Европы. Они породнились со всей венгерской знатью и имели в стране беспрецендентную власть. Почти все капиталы казны сосредоточились в их руках – это наглядно иллюстрирует забавный пример: сам король Венгрии был должником рода и никак не мог расплатиться с долгами. Поэтому Эржебет была олицетворением венгерской власти и государства.

Начиная с раннего средневековья в Восточной Европе сосуществовали две ветви Батори – Шомйо и Эчед. Шомйо были националистами и сепаратистами – именно из этой ветви происходит Стефан Баторий, ставший королем Польши.

Ветвь же Эчед на сломе 16-17 веков, поняв, откуда дует политический ветер, активно симпатизировала Габсбургам и за это пользовалась любовью и привилегиями венского двора. Обе линии то и дело засылали друг к другу сватов, плодя кровосмесительные браки и больное потомство. Поэтому уже до рождения Эржебет род был отмечен каиновой печатью садизма и психопатии.

И если далекие предки Эржебет были «всего лишь» алкоголиками (посол Венеции, например, так говорил о пфальцграфе Иштване Батори-Эчед: «Наверное, никогда в своей жизни он еще не был трезв»), то уже Стефан, польский король, умер в припадке эпилепсии. Его брат Кристоф страдал тяжелой депрессией и под конец жизни прятался от людей. Габор Батори, кузен Эржебет, тоже был алкоголиком и наслаждался, мучая подчиненных – то кидает конюхов лошадям под копыта, то насилует женщин, которых ему поставляли камердинеры, то прикажет убить лучшего друга, чтобы беспрепятственно овладеть его женой, то на одной из охот – от скуки – зарубит топором сопровождавшего его лейтенанта.

Родители Эржебет были близкими родственниками, дядя – сумасшедшим, летом разъезжавшим по округе на санях. Тетка Клара слыла душевнобольной нимфоманкой и поговаривали, что это она убила первого мужа. Второго-то – точно – по ее наущению убил ее любовник. Брат Эржебет тоже остался в истории как садист и насильник.

Та еще семейка.

Эржебет Батори была совсем нетипичной дочерью своего времени – нет, просто-таки уникумом. Пока другие девочки наряжались и учились вышивке, мечтая выйти замуж, она стреляла, ездила на охоту и в совершенстве овладела верховой ездой. Улучив минутку, старалась улизнуть из дома, переодевшись в мужскую одежду и во весь опор скакала на любимом коне по окрестным полям. Много училась – потом окажется, что она в совершенстве знает латынь, свободно говорит по-немецки и венгерски и может вести переписку на всех этих языках. Переписку такого уровня, что исследователи, читая ее письма сегодня, удивляются, что их написала женщина – дочери и жены аристократов того времени как правило писать не умели. Незачем было.

Ее сверстницам хотелось выгодно выйти замуж – ей же хотелось большего. Большой мир с детства манил ее, она была жадной до знаний авантюристкой.

А еще Эржебет с молоком матери впитала истину – женщина должна быть сильной. Ее мать, Анна Батори, была типичным «гренадером в юбке» - сама распоряжалась землями, покровительствовала венгерской реформации, приглашала в свои владения протестантских священников и основала для них школу в городе Эрдёд. После смерти отца Эржебет она взяла под свое управление еще и земли мужниной семьи – и справлялась с этим лучше любого мужчины.

В 12 Эржебет помолвили с Ференцем Надашди. По сегодняшним меркам еще мальчик – 17 лет – в борьбе против турок он слыл бесстрашным и жестоким бойцом, за что его прозвали «Черным рыцарем». Туркам ни разу не удалось захватить город, который защищал Ференц. Пленных он всегда пытал самолично – и жутко. Гражданское население сходило с ума от страха, если становилось известным, что войско возглавляет Ференц Надашди. В венгерских хрониках сохранилось упоминание о бойне, которую он устроил в деревне Урмис – приказал обезглавить тамошнего священника, женщин и детей жестоко изнасиловать, а после сжечь живьем тех, кто выжил в мясорубке. В общем, жених и невеста друг друга стоили. Через три года после помолвки состоялась пышная свадьба – сам король Венгрии подарил новобрачным столовое серебро и дал богатое приданое.

Выйдя замуж за Ференца, Эржебет оставила свою фамилию – род Батори был намного старше и влиятельнее Надашди. Мечтам о большом мире пришел конец – а все из-за любви. Ференца она действительно любила – нашла в нем родственную душу. Их объединяло бесстрашие, жестокость и независимость. Это из-за любви к нему перешла из католичества в лютеранство – по тем временам этот шаг был сродни выходу из партии в дремучее советское время. Платье, в котором она выходила замуж, Эржебет то и дело надевала и после смерти мужа, стараясь так восстановить духовную связь с ним. И даже в завещании оговорила, что собирается носить его до самой смерти.

Из любви к нему терпела она и ненавистную свекровь, которая постоянно критиковала ее крутой нрав в обращении с челядью, фривольное прошлое – до свадьбы с Ференцем Эржебет забеременела от какого-то солдата и оставила прижитого ребенка в одной из материнских деревень.

Детей бог им дал поздно – графиня забеременела лишь спустя 15 лет после свадьбы – и они их обожали. О каждой болячке малышей Эржебет писала Ференцу на войну – он постоянно был в разъездах и между сражениями и дикими пытками пленных, читал такие вот незамысловатые весточки из дома:

«Возлюбленному господину моему, милостивому Ференцу Насдашди, моему любимому мужу ... про детей спешу сообщить – Анна и Орсик (так супруги называли дочь Урсулу) здоровы. У Катюшки совсем плохо со ртом: нагноение пошло и туда и даже зубы воспалились сильно. Цирюльник тычет железом в середку зуба – он говорит, что чудо, если зубы не выпадут. Не знаю, как господу будет угодно – но сейчас дела ее совсем плохи.»

4 января 1604 года Ферец умер от ранений, полученных в бою. Еще нося траур, Эржебет зажила по-новому. Вышвырнула ненавистную свекровь из замка, уехала из Шарвара, где все напоминала о родне мужа и твердой рукой стала управлять всеми землями Батори и Надашди.

Неприкасаемая

Микеланджело взрезал трупы, стараясь проникнуть в тайны человеческого тела, Эржебет Батори интересовала анатомия боли. Она словно нащупывала ту границу, что отделяет жизнь от смерти. И для этих экспериментов все средства были хороши.
Гордость – и гордыня – были второй натурой Эржебет. С детства она знала, что принадлежит к самому влиятельному роду Венгрии, которому даже король в подметки не годится. Самая красивая, образованная, недосягаемая в своем величии.

На окружающих ей было наплевать, она была прирожденной нонконформисткой и жила по своим собственным правилам. Лишь однажды ей пришлось унизиться и натерпеться страху. Когда будущей графине исполнилось 9 лет, в имении родителей начались крестьянские волнения. Слепая от ярости толпа ворвалась в замок Эчед, где находились хозяйские дети. Няньки схватили трех девочек Батори – Эржебет и ее двух старших сестер – и бросились бежать по подземному туннелю на волю. Выбежав на улицу, няньки поняли, что их догоняют – младшую Эржебет, самую ловкую из девочек, посадили на дерево, наказав молчать, сестрам ее помочь не успели. Разъяренные крестьяне на ее глазах зарубили нянек топорами и вилами, а сестер жестоко изнасиловали и убили, повесив детские трупики на дуб, прямо под тем местом, где пряталась от убийц Эржебет.

Всю ночь, словно замороженная, она просидела так, около обезображенных тел сестер, а утром увидела убежавшую откуда-то лошадь. Нашла в себе силы спуститься, доскакала до ближайшего города, за подмогой. Ее спасение расценили как чудо, крестьян же схватили, пытали на глазах девочки, а потом четвертовали. Говорят, глядя на мучения убийц сестер, Эржебет описалась от радости.
И позже, каждый раз пытая простолюдинок, она прикрывала глаза, представляя, наверное, что это кричат от боли те, из детства – распаренные крестьянки-убийцы, под дубом, корни которого политы кровью ее любимых нянек и сестер.

Поэтому-то она никогда и не выбирала жертв среди собственной прислуги – свою челядь графиня холила и лелеяла, задаривала подарками и защищала от посягательств других господ. Помощниц по убийствам она любила особенно – Илоне Йо, например помогла удачно выдать замуж обеих дочерей – знак особой привязанности в те времена. Известны случаи, когда ее слуги уходили от госпожи, не вынеся каждодневных ужасов. А вот «чужаков», которых она с самого начала воспринимала как дичь, она могла пытать сколько угодно. Дичь нужно было поставлять бесперебойно – графиня наняла людей, которые охотились на людей в отдаленных владениях Батори. Крестьянских девушек губила – как впрочем и всегда – жажда халявы и красивой жизни. Им обещали хлебное место в богатейшем доме, полное содержание несколько лет, а потом – выгодный брак, который могла устроить только знатная дворянка с ее связями.

С теми, кого графиня приговаривала к смерти, обходились как с курами на бойне – запирали десятками в тесной комнате, не давали еды и питья, ломая волю. Чувствовать себя всесильной, почти что богом – вот что нужно было Эржебет.
На допросе Мальчишечка сказал – девок зачастую привозили партиями и по десять раз на дню водили на пытки. Словно овец.

Овцы – именно так думала о них и Эржебет. Крепостные не были для нее людьми, лошади – и те были благороднее в ее глазах. Презирала она и поставщиков живого мяса – ведь многие крестьяне за щедрые подарки продавали людям графини собственных дочерей. Прекрасно зная, что их ждет – как следует из протоколов дела.

Крестьянки же, которых она пытала, видели в ней почти что бога. Он всемогущ и вездесущ – поэтому и сопротивляться ему никому и в голову не приходило. С ним мирились как с дождем, снегом и грозой.
Убивать простолюдинок ей поэтому быстро наскучило. Они лишь иногда проявляли волю – и тогда азарт Эржебет разжигался с новой силой. Графиня тщетно искала достойного врага, того, кто не струсит и примет смерть смело. Пока был жив Ференц, у нее был господин и достойный противник. Когда его не стало, исчезли в королевстве равные ей по мощи. Короля она считала недоделком и должником семейства, прочие аристократы стояли на несколько ступеней ниже Батори по венгерской аристократической лестнице.
Тогда она попробовала убивать дворянок. В те времена аристократы победнее отдавали дочерей на воспитание в богатые дома – там их кормили-поили, учили уму-разуму и пристраивали замуж. Дворянки тоже оказались овцами – почти никто не оказывал графине сопротивления, покорно отправляясь на смерть дюжинами.

Убив, сидя над бездыханными трупами, она вдруг проникалась жалостью к убитым. Теперь они были так похожи на беззащитных детей, на ее несчастных сестер, истерзанных крестьянами. Тогда Эржебет пела над их телами жалобно, обнимала мертвых. Впадала в религиозный экстаз, служила мессы по ним и велела хоронить их красиво и потом часами молилась за них. Частенько складывала тела грудой под своей кроватью, посыпала коноплей и требовала, чтобы слуги каждый день приносили им еду и питье – словно девушки еще жили.

К моменту, когда в Чахтице ворвался Турзо и взял Эржебет под стражу, преступления ее уже много лет ни для кого не были тайной. Ни для крестьянства, которым она владела – как только становилось известно, что госпожа приедет, семьи старались отослать дочерей к родственникам в другую деревню, чтобы те не попались Эржебет на глаза. Ни для приближенных к роду Батори аристократов – они рано или поздно узнавал об истязаниях. В протоколах допросов есть свидетельские показания двух дворян, которые пытались вызволить племянниц и дочерей из палаческих застенков мрачных замков Эржебет – она отказывала всем. «Трижды уже сбегала она от меня и в следующий раз я ее прибью», - сказал она одному из них.

Жалобы дворян королевскому судье Турзо, которые они писали много лет, ни к чему не приводили. Он просто игнорировал их. Почему же пфальцграф начал расследование против Батори лишь 5 лет спустя после смерти ее мужа, когда на совести Эржебет уже были сотни убитых?

Судилище, которого не было

Такое промедление объясняется просто. Турзо был другом семьи и лично Ференца Надашди. После его смерти судья годами переписывался с Эржебет. Она рассказывала ему обо всех своих передвижениях, была почетным гостем на свадьбе его дочери Юдит и частенько заезжала в его имение, погостить – кровавая преступница и верховный судья Венгрии дружили семьями.

Единственным, кто сразу же осудил бесчинства Эржебет, согласно историческим хроникам, был простой священник Иштван Мадьяри. В смелости ему не откажешь – еще за два года до смерти Ференца, в 1602 году, священник предпринял первые шаги против графини-убийцы.
Он долго переписывался с коллегами из Чахтице и Шарвара – решал, как лучше поступить. В конце-концов священники пошли на полумеры – отлучили Дарволию от церкви за непомерную жестокость и убийства. Эржебет рвала и метала – прекрасно понимала, что это замаскированное предупреждение.
Австрийский священник Питереус – один из участников церковного совета против кровавой графини – писал отцу Звонариху в Шарвар: «Мы должны поддержать Иштвана Мадьяри и ободрить его, подвигнуть его во имя Господа нашего на дальнейшие действия, пусть он только не отказывается от своих намерений. Мы божьей милостью – товарищи в этой борьбе и должны поддерживать друг друга советом и ободрением».
Несколько месяцев спустя Мадьяри выступил уже против самой Эржебет – в шарварской церкви на глазах у всего прихода: «Из-за вашей жестокости умерли две девушки – когда мы отпевали и хоронили их, на их телах были явственно видны следы пыток».

Это был скандал. Эржебет в ярости вскочила, закричав на всю церковь: «Да в чем вы меня обвиняете, как позорите меня и мой славный род!» Пригрозила пожаловаться Ференцу. Тот тоже пришел в бешенство – он давно знал о склонностях жены, не осуждал ее, а наоборот, учил новым пыткам. Это по его совету она однажды наказала служанку, страдавшую падучей – между пальцев ног вставила смоченные в масле кусочки бумаги и подожгла, наблюдая за мучениями истязаемой.
Вмешательство священников не помогло – графиня преспокойненько убивала еще 8 лет. Только уже не хоронила жертв на приходском кладбище.

Когда же в замке Батори массово стали умирать не только крестьянки, но и дочки аристократов и семьям отказывались выдавать тела и показывать места захоронения, в канцелярию Турзо дождем посыпались жалобы. Он долго тянул, не начиная расследование – в тогдашней Венгрии это сложности не представляло: местная юстиция агонизировала, государственный аппарат дышал на ладан, с одной стороны страну донимали турки, с другой – старались прибрать к рукам Габсбурги.
А потом, когда аристократы пригрозили обратиться к самому королю Матиасу, Георг Турзо – словно соучастник, а не судья – стал выведывать, кому и что известно. Дал указание королевским нотариусам в строжайшей тайне опросить возможных свидетелей кровавых вечеринок Батори. Свидетелей оказалось так много, что Турзо понял – замять дело не получится и придется вдову хорошего друга наказать. Оставалось сделать так, чтобы она избежала самого жесткого наказания, которое предусматривали тогдашние законы.

В сентябре 1610 года – почти одновременно с началом работы королевских нотариусов – Эржебет составила завещание. Это очень важный момент во всей садистской истории. Если бы она предстала перед судом, как и полагается, это неминуемо привело лишь к одному финалу: казни, позору древнейшего венгерского рода и перехода его многочисленных земель – на востоке сегодняшней Австрии, в Венгрии, Чехии, Словакии и Румынии – в государственную казну.
Такой судьбы для семьи друга Турзо допустить не мог – и еще летом 1610 года, до того, как отдал приказ нотариусам опросить свидетелей, тайно встретился с зятьями Эржебет в замке Сатмар, нарушив все мыслимые законы Венгрии. На секретном совете было решено и дальше собирать свидетельские показания, чтобы влиять на ход дела и уговорить Эржебет переписать все земли и замки на детей – дабы избежать конфискации в пользу государства. То, что за те полгода, что Турзо тянул с арестом Эржебет, еще десятки девушек распрощались с жизнью из-за жестоких пыток, никого не волновало.

Эржебет сопротивлялась – но завещание все-таки написала, решив бежать к брату в Трансильванию. Этого родные допустить тоже не могли – венгерское правосудие все равно бы до нее добралось. Поэтому из двух зол выбрали меньшее – пожизненное заточение. Зятья Эржебет и Турзо выбрали для ареста дни между Рождеством и Новым годом – «тихое время», когда жизнь в Венгрии замирала и о поездке в Трансильванию нечего было и думать. Застать графиню за пытками было делом немудреным – в 1610 году кухня замка Чахтице уже давно превратилась в кровавый конвейер, пытки и смерти были обычной повесткой дня. В ходе расследования то и дело всплывала страшная цифра – более 600 убитых.

После же, как всегда, показательно наказали крайних – суд над подельниками Эржебет был до неприличия поспешным. Место для него Турзо выбрал даже по тем временам необычное – Биче, собственное владение. Все в Биче подчинялось ему, суд вели верные ему люди – так, как было надо. Поэтому сама Эржебет так перед судьями и не появилась. Соучастников преступлений в бешеном темпе допросили, приговорили к смерти и по-быстрому казнили, спеша отчитаться перед королем Матиасом о проделанной работе, чтобы ему не пришло в голову потребовать ужесточения наказания для Эржебет.
Помощниц графини, Илону и Дорку, сожгли живьем, вырвав перед экзекуцией пальцы по одному, обезобразив руки, «проливавшие христианскую кровь» - в то время позорнее такой смерти ничего не было.
С Мальчишечкой обошлись милостивее, потому что молод еще был – сначала запытали, потом отрубили голову, а обезображенное тело сожгли.
Катарину – из-за того, что она не убивала самолично – не казнили, а на несколько лет заточили в темницу – до выяснения обстоятельств. А потом и вовсе выпустили.

Король Матиас II дураком не был – своего верховного судью знал очень неплохо, о его дружественных отношениях с кланом Батори был осведомлен. В 1611 году он то и дело требовал от Турзо возобновления следствия и новых судебных заседаний. Король желал, чтобы перед судьями наконец-то предстала сама убийца дворянских кровей – как и положено. Он даже послал нотариусов за новыми свидетельскими показаниями – и те послушно опросили почти 300 человек.

Турзо же – старый лис – всеми силами старался затянуть процесс и сразу же секретным письмом уведомил сына и зятьев Эржебет о возникших сложностях. Он ловчил, всячески обманывал короля, писал ему цветистые письма, ссылался на мнение многочисленных королевских судей, присутствовавших на поспешном процессе. Опытный интриган Турзо, конечно, победил – такова была логика тогдашней Венгрии, где аристократия могла лоббировать все, что угодно.

Переписка Турзо с зятьями и сыном Эржебет сохранилась и очень ярко показывает сговор аристократов, которым важна была не справедливость и наказание монстра, а решение имущественных вопросов. Всю эту неприглядную «кухню» нужно было замять – поэтому сразу же после смерти Эржебет и появляется легенда о вампирше, купающейся в человеческой крови, о судьях, которые схватили преступницу, рискуя жизнью, и заточили ее в темнице на веки вечные. Легенда хорошо отвлекала внимание от главных монстров в этой истории и быстро прижилась, послужив щадящей заменой реальности – ведь в сказаниях не было беззакония и совершенно бесправного короля, крестьян – убийц собственных дочерей и аристократов-вырожденцев, преспокойненько наблюдающих за преступлениями.

Эржебет отсидела 4 года – сутками молилась, так и не раскаявшись, громко пела религиозные гимны. То и дело подавала аппеляции, протестовала против тюремного заключения, не чувствуя за собой никакой вины. В тюрьму к ней даже приходил деревенский священник – по собственному почину, надеясь вырвать у арестованной графини покаяние. Она злобно выпроводила его: «Вы, гнусный и безбожный поп, помогли засадить меня в темницу. Но вы еще не знаете, как жестоки могут быть трансильванские гайдуки – я послала весточку моему брату Габриэлю Батори и очень скоро и вы, и ваши дети горько пожалеют, что так подло обошлись со мной». Молиться и каяться она отказалась, удивилась: «Как же я могу молиться при вас, моих врагах?».

21 августа 1614 года Эржебет неожиданно умерла.

Вечером она вдруг сказал своему надзирателю: «Смотри, как холодны мои руки!» «Что ты, госпожа, - ответил он, - они совсем не холодные. Иди, ложись, отдохни!» Эржебет легла спать, положив подушку, на которой обычно спала, почему-то под ноги. Утром надзиратель не смог ее добудиться – Эржебет умерла в 2 часа ночи, тихо, во сне.

Потом долго ходили слухи, что ее отравили. И неудивительно – 3 августа она призвала нескольких священников из Эстергома и в их присутствии составила второе завещание. Подпись на нем сильно отличается от той, что удостоверяет завещание первое, написанное незадолго до заключения под стражу. Теперь Эржебет уже не желала передавать все свои владения детям. Она лишь назначала их управляющими имуществом. До ее освобождения – как написано черным по белому. Похоже, она надеялась когда-то выйти из темницы и снова управлять многочисленными землями рода.

Ее похоронили лишь в ноябре – 2 месяца тело никак не могли пристроить, жители окрестных деревень отказались хоронить серийную убийцу по христианскому обряду. Эржебет пришлось перевезти в Эчед и захоронить там.
Место, где она умерла, пришло в запустение, отравленное дурной славой – кому ж захочется вина, настоянного на девичьей крови? Замок сгорел и больше не восстанавливался, превратившись в руины, гнилым зубом венчающие холм в словацком Чахтице – в живой памятник тому, какой разрушительной силой может обладать жестокость и безумие, помноженные на власть, деньги, равнодушие причастных и больную государственную систему.


Венгерский глюк.
 
YukiДата: Воскресенье, 17 Апреля 2011, 21:54 | Сообщение # 4
Тихий Маньяк
 Создатель Замка
Сообщений: 378
Награды: 6  +
Sárkány:  ±
 

Замечания:  ±
 Сейчас вне стен Замка
Портреты небезызвестной графини.



да умоются кровью те, кто усомнятся в нашем милосердии
 
Форум/Forum » Библиотека Замка » Вход в библиотеку » Краткая история Венгрии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


ВЕНГЕРСКИЙ ЗАМОК - 22 декабря 2010г.